УДК 612.13/17

ББК 28.91В676

Ч 41

 

Челышкова Т.В., Гречишкина С.С., Симболетова Д.М.

Лаборатория физиологии развития ребенка НИИ КП АГУ

 

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

 

Аннотация: Выявлены изменения в функционировании сердечно-сосудистой системы студентов в условиях работы за компьютером. Зарегистрированы симптомы развития напряженного характера адаптации организма студентов-математиков в ходе использования компьютеров. Это выражается в общей тенденции увеличения АД max, АДmin, снижении ПД и ухудшении ВИ от начала к концу занятий.

Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, студенты, работа за компьютером.

 

Chelyshkova T.V., Grechishkina S.S., Simboletova D.M.

Laboratory of Child Development Physiology of Scientific Research Institute of complex Problems of Adyghe State University

 

FUNCTIONING OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM OF STUDENTS IN THE WORK CONDITIONS FOR THE COMPUTER

 

Abstract: The changes in the functioning of the cardiovascular system of students in the conditions of work at the computer are revealed. Symptoms of the development of the stressful nature of the adaptation of the organism of students of mathematicians during the use of computers have been recorded. This is reflected in the general trend of increasing blood pressure, a decrease in pulse pressure and deterioration of the Cerdo vegetative index from the beginning to the end of the session.

Key words: cardiovascular system, students, computer work.

 

Стремительное развитие и распространение информационных технологий приводит к тому, что с каждым годом все больше и больше людей вынуждены проводить значительное количество времени за компьютером. Современные студенты также не могут обойтись без компьютера, используя его как в целях обучения, образования, так и в свободное время.

Однако, рост количества часов, проводимых за компьютером, снижает двигательную активность студентов. Согласно российским и зарубежным исследователям, длительная работа за компьютером приводит к значительным изменениям в функционировании сердечно-сосудистой системы во всех ее звеньях, как к прямому, так и к опосредованному активированию сердечно-сосудистого центра и миокарда [1,2].

Однако, в высших учебных заведениях компьютеры все шире используются при обучении студентов, наблюдается устойчивая тенденция увеличения времени, которое обучающиеся проводят за компьютером. Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, увеличивается количество дисциплин, преподаваемых в вузах, требующих применения компьютерных технологий, что приводит к значительному увеличению времени работы за компьютером в течение суток. С другой стороны, длительная работа за компьютером сказывается на состоянии сердечно-сосудистой системы, которая играет ведущую роль в обеспечении адаптации организма к условиям среды.

При этом современное образование требует использования инноваций и высокой эффективности обучения, что может привести к негативным изменениям в функционировании различных систем организма обучающихся. В этой связи требует внимания проблема объективной оценки особенностей функционирования сердечно-сосудистой системы студентов, работающих за компьютером.

Исследование проводилось на базе лаборатории «Физиология развития ребенка» НИИ КП АГУ. В эксперименте приняли участие студенты первого курса очного отделения факультета естествознания и факультета математики и компьютерных наук (ФАМиКОН), в каждой группе по 20 человек. Средний возраст испытуемых составил 17-18 лет. Исследовались показатели сердечно-сосудистой системы до и после занятий по информатике с использованием компьютера. Контрольной группой являлись те же студенты в таком же составе на лекционных занятиях по информатике, но без использования компьютеров.

Исследование динамики показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы у студентов 1-курса показало, что значения ЧСС и АД студентов, обучающихся на факультете ФАМиКОН не только выше чем у студентов факультета естествознания, но и выше нормативных значений, принятых для этого возраста. И, хотя к концу лекционного занятия показатели ЧСС и АД снижаются, они все равно отражают более напряженный характер функционирования сердечно-сосудистой системы в сравнении со студентами, обучающимися на факультете естествознания. Динамика ПД, зарегистрированная в ходе занятий у студентов 1- го курса колеблется в пределах от 43,85±6,05 до 49,55±2,9, что соответствует нормативным значениям. Сравнительная оценка показателей сердечно-сосудистой системы студентов в условиях работы за компьютером показала более высокие значения АД max у студентов – математиков в сравнении со студентами факультета естествознания. И, если изначально более высокое давление (126,4±8,2 мм.рт.ст) к концу лекционного занятия имело тенденцию к снижению, то в условиях работы за компьютером, напротив: ещё более увеличивалось (рис.1). Артериальное давление является одним из важнейших параметров, характеризующих работу сердечно-сосудистой системы, оно зависит от многих факторов, в первую очередь от образа жизни, сна, условий деятельности. Синхронное увеличение АД на практическом занятии может отражать неблагоприятное изменение функционального состояния, связанного с адаптацией к учебным нагрузкам и результата длительного позного напряжения, связанного с вынужденной рабочей позой в условиях работы за компьютером (рис. 2).

1-14

Рисунок 1 – Динамика Адmax у студентов в условиях работы за компьютером (эксперимент) и без компьютера (контроль)

2-14

Рисунок 2 – Динамика Адmin у студентов в условиях работы за компьютером (эксперимент) и без компьютера (контроль)

 

Показатели вегетативного индекса Кердо отражают преобладание парасимпатотонии у всех обследованных студентов (рис.2). При этом, необходимо отметить, что к концу занятия у студентов-математиков отмечается еще большее увеличение парасимпатических влияний, тогда как у студентов факультета естествознания происходило их значительное снижение.

 3  14 

Рисунок 3 – Динамика показателей вегетативного индекса Кердо у студентов в условиях работы за компьютером (эксперимент) и без компьютера (контроль)

 

Значения адаптационного потенциала системы кровообращения указывает на удовлетворительную адаптацию студентов, обучающихся на факультете естествознания (значения АП которых ниже 2,1 балла), тогда как значения АП студентов факультета ФАМиКОН указывают на напряжение адаптации. Это указывает на то, что обучение в вузе этих студентов требует от организма значительной активности биологических и физиолого-психологических резервов и может отражать несоответствие учебных нагрузок резервным возможностям студентов.

Выявленная неблагоприятная динамика функционирования ССС в условиях работы за компьютером вызвала необходимость проведения дополнительного анкетирования студентов факультета ФАМиКОН. Результаты показали, что 10% опрошенных проводят менее часа в день за компьютером, 20%- 1-2 часа, 35%- 3-5 часов и 35% - более 5 часов. То есть 70% студентов ежедневно проводят за компьютером более 3-х часов, и соответственно составляют группу риска по возникновению патологий сердечно-сосудистой системы, связанных с нерационально организованным режимом дня.

При этом, согласно опросу, большую часть времени за компьютером студенты проводят вне университетских занятий. Однако изменения, связанные с бесконтрольным использованием компьютера, регистрируются уже во время занятий.

Как выяснилось из анкетных данных, большинство студентов (55%) не знают о негативном влиянии ПК. Это указывает на легкомысленное отношение к своему здоровью и к организации режима дня. Остальные респонденты указали следующие проявления негативного влияния: усталость, психологическая компьютерная зависимость, ухудшение зрения, искривление позвоночника.

Интересно отметить, что ни один из опрошенных студентов не считает, что работа с ПК может негативно отражаться на работе сердечно-сосудистой системы.

Таким образом, результаты анкетирования указывают на нерациональную организацию режима дня и значительное количество времени, которое студенты – математики проводят в условиях работы за компьютером (более 3-5 часов в день). Такая организация учебной и внеучебной деятельности приводит к напряжению механизмов адаптации, что подтверждается динамикой исследуемых показателей сердечно-сосудистой системы.

Заключение

Модернизация системы образования предполагает широкое использование информационных технологий. Это приводит к прогрессирующему увеличению числа студентов, которые используют компьютер в учебных заведениях, на занятиях по информатике, других дисциплинах, для подготовки домашних заданий, а также проводят за ним часть своего свободного времени. Известно, что контакт человека с компьютером носит комплексный и многоплановый характер. Работа с компьютером в любой сфере деятельности, в том числе и образовательной, требует повышенных умственных усилий, большого нервно-эмоционального и зрительного напряжения [3]. Однако, применение компьютерной техники в образовательном процессе, с одной стороны определяет новые возможности деятельности студента, с другой, порождает противоречия, выражающиеся в многофакторном влиянии на организм, в том числе негативном.

В связи с этим, необходимо проведение физиолого-гигиенического мониторинга с целью контроля за функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы и организма в целом. Кроме этого, мы рекомендуем использование профилактических упражнений при длительной работе за компьютером и регламентацию времени, проведенного за компьютером.

Выводы:

1. Характер функционирования сердечно-сосудистой системы в динамике занятий лекционного типа у студентов 1-го курса, обучающихся на разных факультетах, имеет принципиальные отличия. Значения ЧСС и АД студентов, обучающихся на факультете ФАМиКОН не только выше чем у студентов факультета естествознания, но и выше нормативных значений, принятых для этого возраста.

2. Напряженный характер функционирования сердечно-сосудистой системы в условиях работы за компьютером выявлен у студентов, обучающихся на факультете ФАМиКОН в сравнении со студентами факультета естествознания. Работа за компьютером не вызывает существенных изменений в функционировании сердечно-сосудистой системы студентов факультета естествознания. У студентов факультета ФАМиКОН, напротив, в условиях работы за компьютером зарегистрированы выраженные изменения показателей сердечно-сосудистой системы: резкое увеличение АД min на фоне возрастания АД max и ухудшения ВИ и АП.

3. Непосредственное влияние на функционирование сердечно-сосудистой системы студентов оказывает количество времени, проведенного в условиях работы за компьютером. Регламентированные занятия с использованием компьютера (до 4 часов в неделю) не нарушают функционирование сердечно-сосудистой системы студентов. Студенты, работающие за компьютером более 3-5 часов в сутки, характеризуются выраженным напряжением в функционировании сердечно-сосудистой системы.

Примечания:

  1. Бояркина, А.А. О влиянии работы на компьютере на здоровье студентов технического вуза / Безопасность жизнедеятельности / Бояркина, А.А -2007. - № 1. – С.15.
  2. Власова, Е.М. Особенности вегетативного статуса работающих с компьютерной техникой / Е.М. Власова, Н.В, Зайцева, Н.Н. Малютина // Медицина труда и промышленная экология, - 2011. - №2. – С.38-42.
  3. Хасанова, Н.Н. Функциональное состояние нервной системы и зрительного анализатора у студентов педагогического колледжа в условиях работы за компьютером на занятиях по информатике / Н.Н. Хасанова, М.Н. Силантьев, Т.В. Челышкова // Вестник Адыгейского государственного университета, Серия «Естественно-математические и технические науки»: Изд-во АГУ.- № 2 (181).- 2016.- С.115-120.

____________________________________________________________________

Челышкова Татьяна Васильевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии, зав. лабораторией «Физиология развития ребенка» НИИ комплексных проблем АГУ, тел. (8772) 593938, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. "> Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Chelyshkova Tatyana Vasilyevna, Candidate of Biology, Associate Professor of Physiology Department of Natural Science Faculty, Adyghe State University, ph. (8772) 593938, е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. "> Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Гречишкина Светлана Станиславовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии факультета естествознания Адыгейского государственного университета, тел. (8772) 593938, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. "> Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Grechishkina Svetlana Stanislavovna, сandidate of Biology, Associate Professor of Physiology Department of Natural Science Faculty, Adyghe State University, ph. (8772) 593938, е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. "> Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Симболетова Дарина Муратовна, магистрант Адыгейского государственного университета, тел. (8772) 593938, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. "> Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Simboletova Darina Muratovna, master student of Adygea State University, tel. (8772) 593938, e-mail: darina.ulyap@gmail.com

 

Яндекс.Метрика
© Адыгейский государственный университет. НИИ комплексных проблем.