ББК 74.480.43

УДК 378:37.037.1

Ч 48

Чермит К.Д., Заболотний А.Г., Мирза М. Ю.

Адыгейский государственный университет

Научно-методические основы системы спортивно-направленного физического воспитания студентов высших учебных заведений.

Аннотация. В представленной статье определенны организационно-методические основы модели системы спортивно-направленного физического воспитания в образовательной среде вуза. Обоснованы структурные компоненты модели системы спортивно-направленного физического воспитания студентов. Определенно, что система спортивно-направленного физического воспитания объединяет в себе систему базового спортивно-направленного физического воспитания, систему базовой спортивной подготовки и систему спортивного совершенствования. Их интегративное обусловлено общностью и преемственностью целевых ориентиров решаемых задач, формируемых личностных качеств, общими правовыми и организационными ресурсами, а также направленностью на присвоение ценностей ВФСК «ГТО».

Ключевые слова: спортивно-направленное физическое воспитание

 

K. D. Chermit, A. G. Zabolotniy, M. Yu. Mirza

Adyghe State University

Scientific and methodological basis of the system of sports-directed physical education of students of the institutions of higher education.

Abstract. In this article the organizational and methodical bases of model of the system of the sports-directed physical education in the educational system of an institute of higher education. The structural components of the model of the system of sports-directed physical education of students are also presented. It is defined that the system-directed physical education combines the basic sports-directional physical education, basic of sports training systems and sports development. Their integration is needed for the common sense and continuity of the target orientations of the tasks to be solved, for the formed personal qualities, common legal and organizational resources, as well as the concentration on the assigning of values of RPSC «RLD».

Keywords: sports-directed physical education

Введение. Приоритетным направлением современной социальной политики Российского государства является сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи, что находит отражение во многих инициативах Президента и Правительства РФ. Личная профессиональная карьера, успешное продвижение в жизни, благополучие зависят от уровня физического, психического, нравственного здоровья человека, его физической и умственной работоспособности, достигнутой в процессе профессиональной подготовки специалиста. Одной из инициатив государственной политики в сфере сохранения и укрепление здоровья граждан, является решение о принятие Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» как программной основы системы физического воспитания. Правовые основы данного решения, представлены в указе президента о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», от 24 марта 2014г., постановлении, а также в Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 25 сентября 2015г. Однако, несмотря на правовую обеспеченность, для внедрения ВФСК «ГТО» в систему физического воспитания студентов в высших учебных заведениях требуется разработка, новых методологических, научно-методических, мотивационно-ценностных, духовно-нравственных, когнитивных, социально-психологических и деятельностных компонентов физического воспитания на базе требований ВФСК «ГТО». На сегодняшний день для внедрения в систему физического воспитания разработан только контрольный раздел комплекса. Кроме того, одной из актуальных задач Высшей школы является определение направления развития физической культуры в рамках требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионально образования третьего поколения. В отличие от образовательных стандартов первого и второго поколения новый стандарт рассматривает физическую культуру намного шире границ обычной предметной дисциплины. Впервые дисциплины и модули по физической культуре и спорту размещены в базовой и вариативной части образовательной программы. Такая структура определяет необходимость создания условий для физкультурно-спортивной деятельности различной направленности при одновременной их интеграции на общей методологической основе. Эта позиция предоставляет широкие возможности высшим учебным заведениям по созданию качественной физкультурно-образовательной среды с учетом специфических особенностей и традиций высшего учебного заведения. Практическая реализация данной идеи требует разработки механизмов, обеспечивающих интегративные взаимосвязи структурных компонентов физкультурно-образовательной среды вуза. Одной из ключевых проблем в этой сфере является создание в вузе системы спортивно-направленного физического воспитания, призванного объединить на общих методологических условиях систему физического воспитания и студенческий спорт. Исходная основа методологической интеграции данных систем отражена в содержании образовательного стандарта, где в разделе требований к структуре программы бакалавриата отражен порядок реализации «Дисциплин по физической культуре и спорту», направленных на формирование единой общекультурной компетенции: «уметь применять средства и методы сохранения здоровья, нравственного и физического самосовершенствования» (Требования к освоению программ бакалавриата ОК-8, 45.03.02 – «Лингвистика»). При этом порядок проведения дисциплин по физической культуре и спорту определяется вузом. Эта позиция значительно расширяет поле деятельности   кафедр физического воспитания, поскольку возлагает на них разработку концепции спортивно-направленного физического воспитания с учетом специфических особенностей образовательной среды высших учебных заведений. Попытки решения данной проблемы на методическом уровне, в частности, путем перенесения методических подходов спортивной тренировки в практику физического воспитания, позволяют только интенсифицировать данный процесс (и то для отдельной категории студентов), но не создавать систему спортивно-направленного физического воспитания. Эта проблема в последнее десятилетие активно обсуждается в научных публикациях, ее обсуждение актуализировала реализация Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», одной из задач которой явилось создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков. На сегодняшний день образовательный и социальные аспекты спортивно-ориентированного физического воспитания определены В.К. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой (2007) и др. Структурные позиции концепции спортивно-направленного физического воспитания в вузе разрабатывались В.А. Чистяковым, О. В. Костроминым, О.О. Новосельцевой (2014) и др. В реальности, несмотря на имеющуюся правовую и концептуальную основу, Федеральную целевую программу, построение системы спортивно-направленного физического воспитания в вузах остается практически нереализованным. Основная проблема в том, что данная система требует высокой ресурсной обеспеченности, в частности, новых методологических, организационных, материально-технических, медицинских, научно-исследовательских, финансовых и других ресурсов, что в образовательной среде вуза возможно за счет интеграции деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба, органов студенческого самоуправления, попечительского совета вуза, всех факультетов, медицинских работников и научно-исследовательских подразделений. При этом механизм интегративного объединения компонентов физкультурно-образовательной среды в функциональную модель спортивно-направленного физического воспитания в условиях образовательной среды вуза в целях принятия участниками образовательного процесса ценностей физической культуры и спорта, а также ценностей ВФСК «ГТО», формирования позитивных представлений о здоровом образе жизни требует разработки.

Функциональная модель системы спортивно-направленного физического воспитания студентов высших учебных заведений.   Построение функциональной модели спортивно-направленного физического воспитания требует определения структурных компонентов системы, системообразующих факторов, и механизма управления системой в условиях образовательной среды высшего учебного заведения. Принципиальным условием построения построение модели спортивно-направленного физического воспитания является соответствие ее всей совокупности требований обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования где указанно: Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках: базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения; элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией.

Таким образом, содержание стандарта определяет, что в структуре образовательной программы физического воспитание, должно осуществляться на основе базового и элективного разделов. Такая структура дает широкие возможности вузам по формированию базовых ценностной физической культуры (представленных в образовательном стандарте виде общекультурных компетенций) на основе индивидуальных потребностей выбора средств и методов физического воспитания и спорта. В этой связи для постарения функциональной модели системы физического воспитания и спорта необходимо определить содержание базового и элективного разделов образовательной программы.

Базовый раздел направлен формирование антропологических знаний в области физической культуры и контроль физической подготовленности участников образовательного процесса на уровне требований комплекса ВФСК ГТО «Готов к труду и обороне».

Элективный раздел направлен на формирование высокого уровня физической подготовленности, на уровне требований комплекса ВФСК ГТО «Готов к труду и обороне», профессионально-прикладной физической подготовленности, развития естественных локомоций, двигательных умений и навыков избранного вида спорта или системы физических упражнений, специфических знаний об избранном виде спорта или системы физических упражнений. Содержательной сущность данного раздела образовательной программы заключается в широком использовании средств и методов спортивной тренировки в целях присвоения участниками образовательного процесса ценностей физической культуры. В этой связи функциональная модель спортивно-направленного физического воспитания должна обеспечить всем участникам образовательного процесса возможность реализации индивидуальных потребностей в применении средств и методов спортивной тренировки в целях решения задач физического воспитания. В частности:

- ознакомления с базовыми двигательными навыками и средствами спортивной тренировки различных видов спорта;  

- распознание индивидуальных способностей и предпочтений к занятию одним из видов спорта;

- осуществления базового спортивно-направленного физического воспитания на основе комплексного применения различных видов спорта;

- осуществление базовой спортивной подготовки;

- осуществление спортивного совершенствования.

Реализация индивидуальных потребностей студентов в применении средств и методов спортивной тренировки, может быть реализована на основе функциональной модели системы спортивно-направленного физического воспитания, объединяющей систему базового спортивно-направленного физического воспитания, систему базовой спортивной подготовки и систему спортивного совершенствования. Их интегративное объединение в образовательной среде высшего учебного заведения обусловлено, общностью и преемственностью целевых ориентиров и решаемых задач, формируемых личностных качеств, общими правовыми и организационными ресурсами, а также направленностью на единые нормативные требования и общим системным эффектом (рис. 1).

Каждый из компонентов в структуре функциональной модели реализует специфические функции, по достижению единого системного эффекта.  

Система базового спортивно-направленного физического воспитания в системе спортивно-направленного физического воспитания обращена на ознакомление участников образовательной среды, с различными видами спорта, определение индивидуальных способностей и формирования потребностей и мотивационных установок к занятию одним из них.

Функциональный эффект системы базового спортивно-направленного физического воспитания, актуализирует деятельность системы базовой спортивной подготовки, направленной на овладение базовыми основами (физической подготовленностью и базовыми двигательными навыками) избранного вида спорта.

Функциональный эффект системы базовой спортивной подготовки в физкультурно-образовательной среде вуза актуализирует деятельность системы спортивного совершенствования направленной на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта.

 

hbc 2

                          Рис. Структурные компоненты системы спортивно-направленного физического воспитания.

Успешная адаптация человека в условиях системы спортивного совершенствования актуализирует переход к началу занятий профессиональным спортом, однако этот процесс выходит за рамки вузовской системы спортивно-направленного физического воспитания.

Предложенная функциональная модель обеспечит возможность выбора различных вариантов применения средств и методов спорта, для решения задач физического воспитания, режимов их интенсивности тренировочных занятий, планирование результативности, а также возможности изменения вида спортивно-направленной деятельности, распознание собственных физических способностей и потенциальных возможностей, реализации спортивно-ориентированных потребностей всем участникам образовательного процесса.

Кроме того, в рамках разработанной функциональной модели возможна реализация методологической установки физического воспитания на формирование готовности к труду и обороне на базе личностно-ориентированного подхода к обучению.

Заключение.

1. Функциональная модель системы спортивно-направленного физического воспитания объединяет в себе систему базового спортивно-направленного физического воспитания, систему базовой спортивной подготовки и систему спортивного совершенствования. Их интегративное объединение в образовательной среде высшего учебного заведения обусловлено общностью и преемственностью целевых ориентиров решаемых задач, формируемых личностных качеств, общими правовыми и организационными ресурсами, а также направленностью на присвоение ценностей ВФСК «ГТО».

2. Целевыми ориентирами, системы спортивно-направленного физического воспитания являются:

формирование базовой физической культуры;

формирование базовой спортивной культуры;

формирование спортивной культуры и достижение наивысших результатов.

3. Базовыми формами организации занятий системы спортивно-направленного физического воспитания являются:

- занятия по физическому воспитанию;

- занятия физическим воспитанием на основе избранного вида спорта;

- тренировочные занятия избранным видом спорта.

4. Базовыми средствами системы спортивно-направленного физического воспитания являются:

- средства физического воспитания;

- базовые средства спортивной тренировки;

- средства спортивного совершенствования.

5. Личностным эффектом внедрения системы спортивно-направленного физического воспитания являются присвоение участниками образовательного процесса базовых ценностей физической культуры, базовых ценностей спорта и ценностей спорта высших достижений.

6. Нормативным внедрения системы спортивно-направленного физического воспитания являются выполнение требование программно–нормативной основы ВФСК «ГТО».

7. Системным эффектом системы спортивно-направленного физического воспитания являются формирование здорово физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколенья, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия.

Литература.

1.О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 24.03.14 № 172. URL: https://www.gto.ru/document

2.О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер.законот 05.10.2015N 274-ФЗ // КонсультантПлюс. М., 2018.

______________________________________________________________________________

Чермит Казбек Довлетмизович, доктор биологических наук, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой общей педагогики, проректор по учебной работе Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593700, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Заболотний Анатолий Геннадиевич, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физического воспитания, директор центра «Здоровье» Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мирза Мурат. Юнусович, директор студенческого спортивного клуба Адыгейского государственного университета

Яндекс.Метрика
© Адыгейский государственный университет. НИИ комплексных проблем.