УДК 811.161.1:821.161.1.09
ББК 81.411.2
Ш 26
Шарова Е.И.
Кафедра общей педагогики, Адыгейский государственный университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация: в статье приведен обзор мобильных приложений, которые могут быть использованы в учебном процессе на уроках русского языка и литературы в школе. Описаны возможности применения мобильных устройств и приложений на разных этапах урока, а также при организации различных видов учебной деятельности. В статье рассматривается ряд интересных проектов, которые помогут обучающимся подготовиться и успешно сдать ЕГЭ. Обзор приведен по материалам интернет-источников.
Ключевые слова: русский язык, литература, мобильные устройства, мобильные приложения, облачный сервис, дистанционное домашнее задание, сценарии взаимодействия, проекты, единый государственный экзамен.
Sharova E.I.
USE OF MOBILE APPLICATIONS FOR STUDYING LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE
Abstract: This article provides an overview of mobile applications that can be used in the educational process at the lessons of Russian language and literature at school. Possibilities of use of mobile devices and applications at various stages of the lesson, as well as in the organization of different types of learning activities. The article deals with a number of interesting projects that help students prepare for and pass the exam. Survey shows based on Internet sources.
Keywords: Russian language, literature, mobile devices, mobile applications, cloud services, remote homework interaction scenario, projects a single state exam.
Сегодня мы являемся свидетелями того, что мобильные устройства стали неотъемлемой частью нашей жизни. Этого нельзя не учитывать в образовании. Педагогическому сообществу необходимо понять, что благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий и внедрению в повседневную жизнь наших обучающихся инновационной электроники, мы, в свою очередь, получили новое мощное средство обучения.
В настоящее время разработано достаточно приложений (программ) для мобильных устройств, которые можно использовать в учебном процессе на разных этапах на уроках русского языка и литературы. Рассмотрим некоторые из них.
Учителя уже давно и активно при изучении нового материала используют видео- и аудиолекции, интерактивные учебники, возможности Google. Приложения Pages, Keynote, Nearpod открывают новые горизонты для работы с информацией. Приложение Pages является альтернативой программе Word. Оно служит для создания различных текстовых документов.
Например, ученик получил задание сделать конспект параграфа учебника по русскому языку. Он открывает электронный учебник, копирует страницы с параграфом и сохраняет в приложении Pages. Теперь с этими страницами можно работать: текст можно сократить, дополнить, видоизменить. В процессе работы учебный материал запоминается и усваивается намного лучше, чем при простом прочтении параграфа и заучивании наизусть.
Можно разработать и предложить ученикам, работая в мини-группах, выполнить творческое задание-загадку. Оно может включать поиск и изучение исторического или публицистического материала. Например: «Используя возможности Google, составьте текст на тему …, состоящий из пяти абзацев. В одном из них пропустите орфограммы и пунктограммы. Придумайте вопросы к тексту, помогающие раскрыть смысл загадки». Предложите ученикам обменяться выполненными заданиями, чтобы перейти к их «решению».
Очевидно, что коллективная работа помогает решать не только учебные цели, но и формирует навыки поиска групповых решений.
Приложение Keynote служит для создания учебных презентаций и является заменой PowerPoint. Но в отличие от PowerPoint делать презентацию ученик может прямо на уроке, получив задание от учителя. При этом показать ее можно тут же на уроке, а также дополнить, изменить и отправить одноклассникам по почте.
Приложение Nearpod можно использовать на разных этапах урока.
Для уровня знание/понимание учитель, например, может сделанную на любом электронном носителе презентацию переместить в приложение Nearpod и отправить ученикам на уроке. В таком варианте приложение заменяет интерактивную доску: информация находится у учащихся перед глазами. Важно, что контролирует работу с презентацией тоже учитель, так как именно он на своем планшете перелистывает слайды.
Чтобы обобщить и сгруппировать материал, лучше всего воспользоваться приложениями Popplet lite, Inspiration. Оба приложения имеют набор макетов для схем, ученик лишь должен заполнить свободное пространство материалом. Он может вводить не только текст, но и вставлять различные фото, иллюстрации, картины, аудио- и видеофрагменты.
Разница между приложениями незначительная: приложение Popplet lite имеет строгие формы, приложение Inspiration вводит элемент игры и хорошо подойдет для школьников младшего и среднего звена, при этом схему можно дополнять бесконечно, пока не кончится запас знаний.
Единственный недостаток приложений заключается в том, что каждое из них может хранить только определенное количество схем, поэтому надо продумать, где ученик будет хранить созданный материал. Можно сделать скриншот (фото) схемы и поместить ее в фотоальбом, предварительно создав там соответствующую папку. Но тогда схемой можно будет пользоваться, но нельзя будет редактировать и дополнять. Лучше всего хранить созданные материалы на каком-либо облачном сервисе, или хранилище, которых в Интернете появилось великое множество. Наиболее доступный и удачный из них — это Dropbox. Скачав программу на домашний компьютер, ученик может помещать туда все материалы, а потом доставать их с любого электронного носителя в любом месте, где есть выход в Интернет.
Все виды контроля легко проводить с помощью приложений Nearpod или Socrativ.
Приложение Nearpod предлагает учителю широкие возможности по созданию различных тестов. Можно сделать тесты с выбором ответа, в виде короткого или полного ответа на вопрос, в виде короткого ответа «да-нет». Содержание теста тоже может быть разным. Составлять тест лучше со стационарного компьютера непосредственно на сайте Nearpod, где достаточно зарегистрироваться и создать свой аккаунт. Так как сайт и iPad связаны единым облаком, тест сразу же появится в планшете.
Nearpod имеет два входа в систему: в роли учителя и в роли ученика. В классе учитель открывает тест и диктует ученикам появившийся ПИН-код. Учащиеся входят в приложение как ученики, вводят ПИН-код, а затем набирают свою фамилию на русском языке. У преподавателя на экране появляются фамилии учеников. Как только все вошли в систему, учитель открывает слайд с заданием. Если ученик решил выйти из системы, чтобы найти ответ в Интернете, учитель на своем экране видит, что его фамилия загорается красным светом. Так учитель может контролировать качество выполнения работы. Как только все закончили выполнять тест, преподаватель отправляет ответы на сайт Nearpod для обработки данных и получения результата. Через минуту на почту к учителю приходит обработанный материал. Он сразу может поставить отметки в журнал.
Приложение Socrative служит примерно для тех же целей, что и Nearpod, только имеет еще более расширенный набор инструментов для проведения контроля.
Какие преимущества у подобной работы? Во-первых, тест в приложении Nearpod составляет сам учитель, а не берет готовый из источников. Ученики не могут найти в Интернете ответы и списать, поэтому должны тщательно готовиться к проверке. Во-вторых, учитель на уроке контролирует качество и скорость выполнения задания. Сразу можно выявить учеников, не подготовившихся к контролю, не понявших тему или не усвоивших до конца материал. Учитель может дифференцировать задание и сделать тест, как для сильных, так и для слабых учащихся, причем каждая группа будет иметь свой ПИН-код. В-третьих, выполнение такого теста очень коротко по времени (от 5 до 10 минут), и можно большую часть урока отвести на повторение материала. При этом и качество контроля будет лучше. В-четвертых, надо отметить, что составление теста займет у учителя какое-то время, но он не потратит на его проверку ни минуты.
Домашнее задание ученики получают с помощью приложений ShowBie и UPADLite.
Приложение ShowBie очень удобно для дистанционного домашнего задания, когда ученики по какой-либо причине не могут находиться в школе, например, во время карантина или по болезни. Учитель в приложении ShowBie составляет урок. Он может включить в урок презентацию по теме, которую надо изучить, перечень вопросов, на которые надо ответить письменно, тест, текст и любые другие задания. Учитель устанавливает границы времени, когда этот урок будет находиться в режиме работы и высылает ученикам по электронной почте ПИН-код. В указанное время ученики входят в приложение и выполняют задание. Учитель на своем планшете может видеть, кто вошел в систему и работает, а кто нет.
Приложение UPADLite тоже служит для выполнения домашнего задания, но оно интерактивно. Ученик может работать в нем с текстами: вставлять пропущенные буквы и знаки препинания, делать надписи и графические обозначения. В это приложение можно также скопировать и вставить упражнение из электронного учебника, а потом выполнить все задания. Находясь дистанционно, учитель тоже может ввести в приложение сочинение или изложение ученика, проверить его, поставить отметку и по электронной почте отправить исполнителю.
Авторы приложения «Русский язык» превратили справочник в настоящий арт-объект.
Школьный энциклопедический словарь русского языка, созданный дизайнерами и преподавателями Санкт-Петербургского государственного университета, сломал представления о справочной литературе.
В 2013 году вышла книга, поразившая всех нетривиальным отношением к иллюстрациям и типографике, а в апреле 2014 года появилось бесплатное приложение.
В словаре можно найти более 600 авторских статей об истории, структуре и функционировании русского языка, а также определения 2000 лингвистических понятий.
В формате приложения словарь приобрел новые сценарии взаимодействия. Можно не только знакомиться с постоянно меняющейся информацией, но и переходить по перекрестным ссылкам.
Для того, чтобы не потеряться в потоке информации его разорвали: каждая цитата стоит на отдельной строке и отбита от соседних абзацев, а из текста всплывают окна со справками о писателях с постоянно меняющимся фоном.
Приложение «Русский язык. Образование по-новому» – это единственное словарное приложение, которое содержит максимально полные сведения о структуре, функционировании и истории русского языка, изложенные авторитетными современными учеными-лингвистами в форме коротких статей для старшеклассников и всех интересующихся. Приложение может быть использовано в качестве справочника, руководства по культуре речи, учебного пособия, в том числе для подготовки к ЕГЭ, а также книги для чтения. Приложение является одновременно и справочником, и тренажером. А авторам сервиса «Русский язык. Образование по-новому» удалось то, что было не под силу многим поколениям преподавателей – вдохнуть жизнь в самые скучные упражнения (вставьте пропущенные буквы, укажите неправильные запятые, поставьте тире и т.д.).
В базе данных приложения содержится 114 теоретических параграфов, охватывающих все основные разделы русского языка: фонетика, орфография, синтаксис, пунктуация, стилистика. После прочтения параграфа можно выполнить упражнения: вставлять буквы, проводить синтаксический, фонетический, морфологический и морфемный разбор. Для каждого пользователя, будь то школьник или взрослый, выстраивается персональная траектория обучения – сервис анализирует прогресс и предлагает задания разного уровня сложности. За правильные ответы выдают награды, так что каждый может вырасти от «школьника» до «академика русского языка». Можно соревноваться по количеству баллов с друзьями и одноклассниками – в приложении формируются еженедельные рейтинги как в Foursquare (социальная сеть с функцией геопозиционирования, предназначенная в основном для работы с мобильными устройствами).
«Поэтом можешь ты не быть, но вот ЕГЭ ты сдать обязан». Мы отобрали ряд мобильных приложений, которые помогают в подготовке к ЕГЭ, по следующим критериям: понятный интерфейс, достаточная база знаний и заданий, малое количество рекламы в приложении или полное её отсутствие, не самая жёсткая модель монетизации приложения.
Приложение «Слово дня» - это толковый словарь. Каждый день приложение показывает новые актуальные слова и термины русского языка, значение которых многие не знают.
Приложение «Читай!» позволяет попасть на страницу произведения, где можно увидеть его объем, автора и краткий синопсис. При подготовке к первому ЕГЭ по литературе многим это просто необходимо.
Приложение «Читатель» читает вслух загруженные в него книги и текстовые документы с помощью технологии синтеза русской речи. Она позволяет озвучить в реальном времени любую книгу (.txt, .doc, .fb2). Книги озвучиваются прямо в мобильном устройстве, постоянный доступ в интернет при этом не нужен, есть мужские и женские голоса, можно выбирать стиль шрифта и менять его размер. Используются технологии, одна их которых обеспечивает естественный тембр звучания синтезированного голоса, а вторая позволяет придать голосу необходимую интонационную, смысловую и эмоциональную окраску. Кроме этого, синтезатор речи способен понимать смысл текста в зависимости от контекста, обеспечивая правильное произношение в неоднозначных ситуациях за счет широкого объема словаря, аббревиатур, сокращений и др.
Приложение «Краткие содержания» дает доступ к 30 произведениям литературы с 9 по 11 класс в сокращенном виде.
Нельзя не сказать о грандиозном проекте «Весь Толстой в один клик». Этот известнейший проект был посвящен оцифровке собрания сочинений и собрал тысячи участников. Оцифровка 90-томного собрания сочинения Льва Толстого – один из самых крупномасштабных гуманитарных проектов в России. Сначала книги оцифровали, а потом отдали на вычитку волонтерам 31 том писем и 12 томов записных книжек лежат в открытом доступе во всех основных форматах: pdf, ePub, fb2, mobi и html. Интересен тот факт, что классик еще при жизни отказался от авторских прав и невольно стал символом глобализации: на титульных листах всех девяноста томов значится «Перепечатывать разрешается безвозмездно».
Проект «Умная школа» предлагает анимированные лекции по школьной программе. Это что-то вроде мультиков и инфографики, объясняющих ключевые проблемы классических произведений – те самые, знание которых требуется на ЕГЭ. Уже созданы ролики про галерею помещиков в «Мертвых душах», «Повести о капитане Копейкине», композицию романа «Война и мир», образы Наполеона и Кутузова и т.д.
Томские студенты изобрели гаджет, помогающий бороться за чистоту речи: это браслет, который посылает небольшие заряды тока каждый раз, когда его владелец использует нецензурную лексику или слова-паразиты. Список стоп-фраз можно сохранить в приложении на смартфоне – с ним браслет будет связываться по Bluetooth. Авторы планируют развивать проект и дальше, а сейчас работают над тем, чтобы устройство реагировало только на речь носителя проекта, а не всех стоящих рядом.
В статье представлен далеко не весь перечень мобильных приложений. Но использование хотя бы их небольшой части в качестве средства обучения сделает урок интересным и результативным.
В ходе конференции был проведен опрос среди учителей, который показал, что большинство учителей имеет мобильные устройства, а более половины из них предлагает своим ученикам использовать мобильные устройства на уроке в учебных целях. Именно такой подход может обеспечить привлекательность образовательных ресурсов и приведет к повышению качества обучения.
Примечания:
-
Благовещенский А. Россия стала лидером по числу мобильников на душу населения // Российская газета. 13.11.2013, 18:28, [Электронный ресурс]. URL:http://www.rg.ru
-
Куклев, В. А. Методология мобильного обучения / В. А. Куклев. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 254 с.
-
Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения. [Электронный ресурс]. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214738.pdf
-
Файн М.Б. Мобильное обучение в образовательном процессе: зарубежный опыт // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43006
-
Федосеев, А. А. Мобильные технологии в образовании // Труды XII Всероссийской научно-методической конфе- ренции «Телематика’2005». 6–9 июня 2005 / А. А. Федосеев, А. В. Тимофеев. – СПб. [Электронный ресурс]. URL: http://tm.ifmo.ru
-
Источники Интернет:
http://teachtech.ru/teoriya-onlajn-obucheniya/chto-takoe-mobilnoe-obuchenie-i-byod.html;
http://apptractor.ru/mLearning/;
https://newtonew.com/collections/educational-mobile-apps;
http://seoretica.ru/podborka-obrazovatelnyx-prilozhenij-dlya-ios-android-i-windows-phone/;
http://ru23mobilethings.blogspot.ru/2013/10/5.html.
______________________________________________________________________________________________________
Шарова Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей педагогики ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», 385000, Россия, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Sharova E.I,