УДК 613.2

ББК 51.230

Ц 59

Цикуниб А.Д., Бервинова А.А.

Лаборатория нутрициологии и экологии НИИ комплексных проблем АГУ

 

ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ – ЭФФЕКТИВНАЯ ПЛОЩАДКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

Аннотация: Проведен мониторинг пищевого поведения и уровня знаний по вопросам здорового питания детей, находившихся в условиях оздоровительного лагеря «Зорька». Выявлено избыточное потребление, как добавленной сахарозы, так и кондитерских изделий и тонизирующих напитков. Установлен низкий уровень знаний о роли и источниках важных эссенциальных нутриентах, в том числе витаминов. Разработаны и апробированы методические материалы по повышению уровня знаний детей по вопросам здорового питания в условиях оздоровительного лагеря.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, формирование культуры здорового питания.

 

Tsikunib A.D. Bervinova A.A.

Nutrition and Environment Laboratory, of Scientific Research Institute of complex Problems of Adyghe State University

 

CHILDREN'S RECREATION CAMP – THE EFFECTIVE PLATFORM OF FORMATION OF CULTURE OF HEALTHY EATING

Abstract: Monitoring of food behavior and level of knowledge of questions of healthy food of the children who were in conditions of the recreation camp "Zorka" is carried out. Excess consumption as the added sucrose, and confectionery and tonics is revealed. Low level of knowledge of a role and sources important essentsialny nutrients, including vitamins is established. Methodical materials on increase of level of knowledge of children concerning healthy food in the conditions of a recreation camp are developed and approved.

Keywords: children's recreation camp, formation of culture of healthy eating.

 

Введение. Питание является одним из важнейших факторов, влияющих на здоровье человека [7]. От качества питания зависит умственная и физическая работоспособность, интеллект, память и чем моложе организм, тем эта зависимость значительнее [1,2,5]. Правильное питание должно стать образом жизни и привычкой. В формировании культуры здорового питания важная роль принадлежит семье и школе. В этот процесс существенный вклад могут внести так же летние оздоровительные лагеря, важнейшей задачей которых является не только организация отдыха, но и оздоровление детей и подростков [4]. Среди детей, пребывающих в летние оздоровительные лагеря, большой процент школьников с выраженным утомлением, истощением адаптационных резервов организма, что актуализирует потребность в здоровом питании, с достаточным количеством эссенциальных нутриентов, в том числе витаминов [4, 7]. В то же время, ряд авторов предлагают в течение лагерной смены проводить различные типы внеурочных занятий, способствующих всестороннему развитию личности [1, 3,4].

Оздоровительные лагеря могли бы стать эффективной площадкой формирования навыков и повышения уровня знаний в области правильного питания. Однако, методических материалов по формированию культуры здорового питания детей в условиях оздоровительного лагеря, в том числе, с привлечением вожатых, очень мало [3]. В связи с этим, целью нашего исследования явилась разработка и апробация комплекса мероприятий по повышению уровня знаний детей по здоровому питанию, в условиях оздоровительного лагеря, в игровой и познавательной формах.

Материалы и методы. Проведены тестирование по установлению уровня знаний по витаминам и  анкетирование по мониторингу пищевого поведения детей, по специально разработанным анкетам, в которых приняло участие 21 детей в возрасте 11 +- 1,2 года, проводивших летние каникулы в условиях оздоровительного лагеря ДСОЛ «Зорька» с 17 июля по 6 августа.

Анкетирование проходило в два этапа: входное – в начале смены и повторное – в конце смены.

Разработан сценарий и проведены театрализованное представление «Витаминка», игра «Полезно&Неполезно», конкурс «Любимое блюдо столовой», прочитаны мини-лекции о «Последствиях избыточного потребления сахарозы» и «Вреде тонизирующих напитков».

Результаты и их обсуждения. Мониторинг пищевого поведения, по результатам входного тестирования, показал, что 75% детей очень любят сладкое (рисунок 1)  и кладут в чай 3/4 ложки сахара (рисунок 2).

          C1   C2


   Рис.1 «Ваше отношение к сладкому?»       Рис.2 «Сколько ложек сахара кладете в чай/кофе?»

             Чай присутствует в рационе питания ежедневно, причем у большинства (60-70%) 2-3 раза в день.

Кроме добавляемого сахара дети так же часто потребляют сладости, такие как конфеты, печенье, пирожные, торты, причем большинство (75%) несколько раз в день (рисунок 3), а так же тонизирующие напитки 2-3 раза в неделю – 50% (рисунок 4).

C3C4


Рис.3 «Как часто едите сладости?»  Рис.4 «Как часто употребляете тонизирующие напитки?»

Больше половины ребят (62,5%) предпочитают фанту, спрайт, кока-колу, 37,5% - пепси-колу, 0% - лимонад. При этом 100% ребят при ответе на вопрос «Вредны ли тонизирующие напитки?» выбрали вариант «да».

При этом, вред тонизирующих напитков 50% детей связали с содержанием красителей и химических добавок, 12,5% – с высоким содержанием сахара, 25% – консервантов, т.е. дети знают или скорее предполагают, что тонизирующие напитки вредны для здоровья.

При ответе на вопрос «Какие основные группы пищевых продуктов должны обязательно содержаться в рационе питания?» 50% детей выбрали овощи; 62,5% – фрукты; 37,5% – рыба; 62,5% – мясо; 25% – хлебобулочные изделия; 12,5% – суп, борщ; 0% – крупы, каши.

Выбор вариантов ответов на вопрос «Каким продуктам питания Вы отдаете предпочтение в повседневном рационе?» практически совпал с ответом на предыдущий вопрос: фрукты – 50%; овощи – 62,5%; мясные продукты – 62,5%; кондитерские изделия – 25%;  молочные продукты – 12,5%; морепродукты – 37,5%; макаронные изделия – 37,5 %; хлебобулочные – 25%.

В то же время, все опрашиваемые (100%) признались в употреблении продуктов быстрого приготовления (рисунок 5), в том числе ежедневно – 25% (рисунок 6).

C6 C7

Рис. 5 «Каким продуктам быстрого приготовления вы отдаете предпочтение?»

Рис. 6 «Как часто вы употребляете продукты быстрого приготовления?»

Известно, что одними из важнейших нутриентов пищи, оказывающих существенное влияние являются витамины и минеральные вещества, и современные дети, в том числе, возрастной категории, как обследуемые, должны об этом знать [5;6].

Для выяснения уровня знаний о витаминах и их источниках детям было предложено назвать витамины и минеральные вещества, которые обязательно должны поступать с пищей и перечислить не менее трех пищевых продуктов, являющихся основными источниками названных ими витаминов и минеральных веществ. Полученные результаты оказались неутешительными. Из 13 витаминов дети назвали только четыре: витамин С (87,5%), А (87,5%), D (50%), а из минеральных веществ: фосфор (37,5%), кальций (25%), магний (25%), йод (12,5%). А вот с заданием перечислить три пищевых продукта, являющихся источниками указанных витаминов и минеральных веществ никто не справился.

Полученные результаты послужили основанием для подготовки и прочтения мини-лекции о влиянии избыточного потребления сахарозы и вреде тонизирующих напитков, особенно в детском возрасте [5;7], в том числе, с использованием экспериментальных данных, полученных в лаборатории нутрициологии и экологии НИИ комплексных проблем АГУ [1,2,3].

С участием самих детей, по заранее написанному сценарию, проведено театрализованное представление «Витаминка». Дети, представляющие те или иные витамины, заранее были ознакомлены с продуктами, которые их содержат. Были подготовлены буквы, обозначающие витамины. Участник, представляющий витамин выходил в центр и рассказывал о пользе витамина и в каких продуктах он содержится.

Весело и познавательно прошла игра «Полезно&Неполезно». При согласии с ответом дети кричали «да» и хлопали, при несогласии с ответом дети кричали «нет» и топали.

Чтобы повысить интерес детей к блюдам, готовящимся в столовой, заранее был объявлен и проведен к концу смены конкурс «Любимое блюдо столовой». Итог конкурса: 14 человек проголосовали за плов, 16 человек – оладьи со сгущенкой, 21 человек – виноградно-яблочный сок. Результаты голосования довели до сведения работников столовой, дети поблагодарили их за вкусные и полезные блюда.

Повторный опрос, проведенный к концу смены, показал, что 50% детей решили уменьшить количество сахара, которое они кладут в чай на 1-2 чайной ложки; 30% решили уменьшить частоту потребления конфет и других сладостей, а трое решили отказаться от тонизирующих напитков и отдавать предпочтение сокам.

За 21 день пребывания в лагере произошел существенный прирост знаний о витаминах (рисунок 7).

C8

Рис. 7 «Прирост знаний детей о витаминах, необходимых организму»

Расширились так же знания о пищевых источниках витаминов, необходимости ежесуточного потребления основных групп пищевых продуктов (мясных, молочных, рыбных продуктов, овощей и фруктов) для обеспечения организма витаминами и необходимыми минеральными веществами.

Выводы. Одним из важнейших элементов формирования здорового подрастающего поколения является формирование культуры здорового питания. Мониторинг пищевого поведения показал существенные нарушения в питании, что вызвано, в том числе, низким уровнем знаний о роли в обеспечении здоровья важнейших нутриентов. Проведение на базе оздоровительного лагеря мероприятий по формированию культуры здорового питания, в игровой и познавательной формах, является эффективным.

 

Примечания:

  1. Варнавских Е.А., Ляпин В.А., Козырева Ф.У. Формы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков (обзор литературы) // Омский научный вестник. 2015. Вып. 138. С. 41.
  2. Выбираем витамины / О.В. Мозедович, А.А. Рулева, С.Н. Харит [и др.] // Вопросы современной педиатрии. 2010. Вып. 1, т. 9.
  3. Детский оздоровительный лагерь: опыт успешной практитки управления и маркетинга в сфере отдыха, оздоровления детей. М.: МОО «Содействие детскому отдыху», 2010. 60 с.
  4. Ильина Л.А. Состояние и проблемы развития детского отдыха на современном этапе // Научный вестник МГИИТ. 2010. № 3. С. 23-28.
  5. Ладодо К.С., Дружинина Л.В. Детское питание // Лабиринт пресс. 2004. С. 6-10.
  6. Ладодо К.С. Распространенность дефицита минералов и витаминов у детей второго года жизни // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2011. № 5. С. 94-98.
  7. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Янушевич О.О. Общая нутрициология. М.: МЕДпресс-информ, 2005. С. 273.
  8. Цикуниб А.Д., Джривах Б. Влияние энергетических напитков на эффективность энергообеспечения организма // Труды КубГАУ. Краснодар, 2011. Вып. 5 (32). С. 106-109.
  9. Цикуниб А.Д., Кайтмесова С.Р. Зависимость порога вкусовой чувствительности к сахарозе у детей от уровня потребления сахарозы // Вопросы детской диетологии. 2012. Т. 10 (4). С. 69-71
  10. Цикуниб А.Д., Дьяченко Ю.А., Езлю Ф.Н. Пищевая и биологическая ценность фактического питания обучающихся Республики Адыгея // Наука: комплексные проблемы: научно-информационный журнал НИИ комплексных проблем АГУ. 2013. № 1. С. 28-35.

______________________________________________________________________________________________________________________

Цикуниб Аминет Джахфаровна, доктор биологических наук, профессор, директор НИИ комплексных проблем АГУ, зав. кафедрой химии, 385000, г. Майкоп, ул. Гагарина, 13, 8928461725, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
Tsikunib A.D, Nutrition and Environment Laboratory, of Scientific Research Institute of complex Problems of Adyghe State University, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Бервинова Aнна Aндреевна, студентка факультета естествознания Адыгейского государственного университета, 89189181970, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
Bervinova A.A, student of the Faculty of Natural Sciences of Adyghe State University, 89189181970, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика
© Адыгейский государственный университет. НИИ комплексных проблем.