УДК 378.14

Ц 59

                                   Цикуниб А.Д., Кидакоева С.К.

Лаборатория нутрициологии и экологии НИИ комплексных проблем АГУ

 

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

 

Аннотация. Проведена оценка сформированности предметных, метапредметных и личностных компетенций в области здорового питания у обучающихся старших классов с использованием критериально-ориентированного тестирования. Установлено, что на уровне «знание-применение» сформированы компетенции по предметному блоку у 48,5%, личностному - 39,4%, коммуникативному – 25,7%, познавательному - 33,3% и регулятивному – 18,2%. Выявлено недостаточное использование в образовательных учреждениях здоровьесберегающего потенциала таких естественнонаучных дисциплин, как химия и биология.

Ключевые слова: компетенции в области здорового питания, критериально-ориентированное тестирование, универсальные учебные действия.

 

Tsikunib A.D., Kidakoeva S.K.

Nutrition and Environment Laboratory, of Scientific Research Institute of complex Problems of Adyghe State University

 

DIAGNOSTIC OF COMPLETENESS OF PUPIL’S KNOWLEDGE ABOUT HEALTHY NUTRITION TRAINED ON THE CRITERIA-BASED TESTING


          Abstract. The assessment of completeness of subject, meta-subject and personal competences in the field of healthy nutrition among students of the senior classes with the use of criterion-based testing. It is established that at the level of "knowledge-application" of competence generated by subject unit 48,5%, personal - 39,4%, communication – 25,7%, and cognitive - 33.3% of regulatory and 18,2%. Revealed a lack of use in educational institutions health-saving potential of such natural sciences as chemistry and biology.      

            Keywords: competence in the field of healthy nutrition, criterion-based testing, universal educational actions.


Важнейшим аспектом здоровья человека, особенно в детском и подростковом возрасте, является правильное питание, что подтверждено многочисленными международными и отечественными исследованиями [5, 9, 11, 12]. Формирование пищевого поведения детей оказывает воздействие не только на физическое здоровье, но и психическое и духовно-нравственное, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены [1]. При хорошо работающих системах организма у человека повышается настроение и улучшается эмоциональное самочувствие, а положительные эмоции, в свою очередь, приводят к нормализации функционирования внутренних органов [2, 5].

Формирование культуры здорового питания предполагает обучение школьников не только принципам правильного питания, но и создание позитивного настроя на пищу и на процесс ее приготовления, эстетику приема пищи, этичное взаимодействие с другими людьми в процессе еды, уважение к национальным традициям в питании [5, 8, 10].

Целью исследования явилось обоснование методики формирования знаний о здоровом питании школьников старших классов на уроках химии и биологии на основе компетентностного подхода.

Материалы и методы исследования. Проведена диагностика сформированности компетенций в области здорового питания у школьников старших классов с использованием методологического подхода, основанного на использовании критериально-ориентированного теста (КОРТа) [2,3,4]. Согласно данного подхода, к компетенциям здорового питания у обучающихся относятся предметные, метапредметные и личностные компетенции. Предметные компетенции включают в себя основные системы научных знаний о здоровом питании: роли основных макро-и микронутриентов пищи: белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ; химической и биологической ценности основных групп пищевых продуктов; физиологических нормах потребления основных пищевых веществ с учетом возраста школьников; соблюдении режима питания; степени полезности различных продуктов и отдельных блюд;основах составления рациона питания. Предметным результатом сформированности культуры здорового питания является умение правильного выбора пищевых продуктов и составление оптимального меню. Метапредметные компетенции сформированности культуры здорового питания включают познавательные, регулятивные и коммуникативные аспекты. К познавательному аспекту относится формирование осознанного выбора способа потребления пищи, целенаправленное пищевое поведение. К регулятивному - способность понимать свое физиологическое и психическое состояние и частично управлять ими, настраиваться на прием пищи.  Коммуникативный аспект включает в себя освоение этики поведения за столом и эстетики оформления приема пищи. Личностные компетенции включают в себя самоопределение, смыслообразование, морально-этическую ориентацию, нравственную оценку своих поступков и поступков других людей. Результаты сформированности данной компетенции выражаются наличием в сознании ребенка ценности пищи как одной из основ жизни человека и ценностной ориентации на здоровое питание. Ценностная ориентация   выражается в грамотном пищевом поведении, эмоционально позитивном настрое на приемы пищи и сформированности представлений о возможностях качественно удовлетворить свою пищевую потребность с пользой для здоровья.

В исследовании приняли участие 66 учащихся 8-11 классов МБОУ СОШ №5 Кошехабльского района. Организация КОРТа выглядит как работа по завершению предложений. Выбор того или иного утверждения фиксирует уровень владения информацией по здоровому питанию. КОРТ состоит из 5 блоков: личностного, предметного, познавательного, регулятивного, коммуникативного. Каждый блок включает 5 варианта ответов. Учащемуся предлагается закончить предложение, выбрав в каждой из пяти групп ответов тот, который подходит лично ему, и обвести его кружком. Выбор первого варианта ответа означает «низкий» уровень сформированности соответствующих универсальных учебных действий (УУД) в области здорового питания, второго варианта - «ниже среднего», третьего - «средний», четвертого - «выше среднего» пятого - «высокий». Полученные данные могут служить отправной точкой для построения урочной, внеурочной и внеклассной работы [2,3,4].

Проведено также тестирование обучающихся с целью установления источников информации по формированию знаний в области здорового питания.

Полученные результаты были подвергнуты анализу и статистической обработке, с использованием стандартных программ «Statistica» и «Exel».

Результаты и их обсуждение.

Результаты оценки уровня сформированности знаний о здоровом питании школьников старших классов по личностному блоку представлены на рисунке 1.

Как видно из полученных данных у 6,3 % учащихся 8 класса выявился «низкий» уровень сформированности личностных универсальных учебных действий (УУД) в области здорового питания, у 18,7 % - «ниже среднего», «средний» – у 12,5 %, «выше среднего» – у 62,5 % и «высокий» не выявился. У учащихся 9 класса не выявились «низкий» и «высокий» уровень сформированности личностных УУД в области здорового питания, у 46,6 % уровень сформированности личностных УУД «ниже среднего», у 6,7 %- «средний», а у 46,7 % - «выше среднего». 

 

1.7.1

  

Я думаю о питании, что…

1. Питание – это не главное в жизни, есть вещи более интересные

2. Хорошо питаться важно, но не надо предавать этому большое значение

3. Качество и количество питания влияют на мое самочувствие и работоспособность

4. Следить за питанием важно, чтобы меньше болеть

5. Нужно следить за качеством и количеством своего питания, чтобы быть здоровым (ой) и долго прожить

 

Рис. 1 - Результаты оценки сформированности компетенций в области здорового питания у учащихся по личностному блоку.

 

У учащихся 10 класса так же не выявились «низкий» и «высокий» уровень сформированности УУД в области здорового питания, у 35 % - «ниже среднего», у 55 % - «средний» уровень, «выше среднего» – у 10 %. «Низкий» уровень сформированности личностных УУД в области здорового питания выявился у 13,3 % учащихся 11 класса, у 33,4 % - «ниже среднего», у 6,7 % - «средний», у 46,6 % - «выше среднего», а «высокий» уровень не выявился.

В целом, исследования показали, что только у 39,4% опрошенных выявился уровень сформированности УУД личностного блока «выше среднего», «средний» – у 22,7%, а «ниже среднего» и «низкий» – у 37,9%. «Высокий» уровень сформированности УУД в области здорового питания не выявился ни у одного из обучающихся.

Результаты изучения сформированности УУД предметного блока представлены на рисунке 2.

7.2

Качество пищи…

1.Не имеет особого значения для жизни и здоровья человека

2. Важно, если у тебя какие-то заболевания

3. Важно, чтобы хорошо себя чувствовать

4. Важно для поддержания моего физического, психического и духовного здоровья

5. Лично я отслеживаю

Рис. 2 - Результаты оценки сформированности компетенций в области здорового питания у учащихся по предметному блоку.

 

Как видно из полученных данных «низкий» уровень сформированности предметных УУД в области здорового питания по предметному блоку выявился у 12,5 % учащихся 8 класса, «ниже среднего» – 12,5 %, «средний уровень» – у 62,5 %, «выше среднего» – у 12,5 %, а «высокий» уровень не выявился. У учащихся 9 и 10 классов не выявились «низкий», «ниже среднего» и «высокий» уровень сформированности предметных УУД; «средний» – у 26,7 % учащихся 9 класса и 40 % 10 класса, «выше среднего» – у 73,3 % и 60% соответственно. У учащихся 11 класса «низкий» уровень сформированности предметных УУД в области здорового питания не выявился, «ниже среднего» – у 6,8 %, «средний» – у 46,6 %, «выше среднего» – у 46,6 %, а «высокий» не выявился.

В целом, по предметному блоку у 48,5% опрошенных выявился уровень сформированности УУД «выше среднего», у 43,9% - «средний», «ниже среднего» и «низкий» - у 7,6%, а «высокий» уровень не выявился ни у одного из обучающихся.

Результаты изучения сформированности УУД познавательного блока представлены на рисунке 3.


7.3

           Когда я принимаю пищу…

1. Я не задумываюсь о ее составе

2. Даже, если я знаю, что она вредная, то все равно ем, потому что мне хочется

3. Могу понять, что для меня полезно, а что нет и отказаться от вредной пищи

4. Я стремлюсь к тому, чтобы моя пища в течение дня была разнообразной и качественной в целях поддержания здоровья

5. Я выбираю и употребляю продукты, полезные для моего организма

Рис.3 - Результаты оценки сформированности компетенций в области здорового питания у учащихся по познавательному блоку.

 

Как видно из рисунка у 18,7 % учащихся 8 класса выявился «низкий уровень» сформированности познавательных УУД в области здорового питания, у 12,5 % - «ниже среднего», «средний уровень» – у 50 %, «выше среднего» – у 18,8 %.  У учащихся 9 класса не выявились уровни сформированности познавательных УУД «низкий» и «ниже среднего», «средний» – у 26,7 %, «выше среднего» – у 73,3 %. «Низкий» уровень сформированности познавательных УУД в области здорового питания выявился у 5 % учащихся 10 класса, «ниже среднего» – у 20 %, «средний» – у 50 %, «выше среднего» – у 25 %. У 6,7 % учащихся 11 класса «низкий уровень» сформированности познавательных УУД в области здорового питания, «ниже среднего» – у 20 %, «средний» – у 53,3 %, «выше среднего» – у 20 %. «Высокий» уровень сформированности УУД познавательного блока в области здорового не выявился ни у одного из обучающихся. В целом по познавательному блоку у большинства (45,5%) опрошенных выявился «средний» уровень сформированности УУД. 

Результаты изучения сформированности УУД регулятивного блока представлены на рисунке 4.

7.4

             Если я испытываю голод…

1. То воспользуюсь фастфудом

2. Съем то, что едят все

3. Выберу то, что утолит мой голод и не принесет вреда

4. То все равно выберу то, что полезно для меня и не буду спешить

5. То приобрету или приготовлю то, что соответствует моим предпочтениям и является здоровой пищей

Рис. 4 - Результаты оценки сформированности компетенций в области здорового питания у учащихся по регулятивному блоку.

 

Как видно из полученных данных у 6,2 % учащихся 8 класса выявился «низкий уровень» сформированности регулятивных УУД в области здорового питания, у 25 % - «ниже среднего», «средний уровень» – у 56,3 %, «выше среднего» – у 12,5 %. У 13,3 % учащихся 9 класса выявился «низкий» уровень сформированности познавательных УУД, 40% - «ниже среднего», «средний» – у 20 %, «выше среднего» – у 26,7 %. У 5 % учащихся 10 класса выявился «низкий уровень» сформированности познавательных УУД, «ниже среднего» – у 25 %, «средний» – у 60 %, «выше среднего» – у 10 %. У 20 % учащихся 11 класса выявился «низкий уровень», «ниже среднего» – у 6,7 %, «средний» – у 46,6 %, «выше среднего» – у 26,7 %. Как и в других блоках, «высокий» уровень сформированности УУД в области здорового в регулятивном блоке не выявился ни у одного из обучающихся. В целом по регулятивному блоку у большинства (47,0%) опрошенных выявился «средний» уровень сформированности УУД. 

Результаты изучения сформированности УУД коммуникативного блока представлены на рисунке 5.

7.5

                Если я принимаю пищу не один, то…

1. Мне все равно где, как и с кем, лишь бы быстрее

2. Мне важно где, как и с кем

3.Я понимаю, зачем нужно соблюдать правила поведения за столом: они и поддерживают хорошие отношения за столом

4. Мне важно, чтобы еда и стол были красиво сервированы, а за столом соблюдался этикет

5. Соблюдаю правила поведения за столом

Рис. 5 - Результаты оценки сформированности компетенций в области здорового питания у учащихся по коммуникативному блоку.

Из полученных данных видно, что «низкий» уровень сформированности коммуникативных УУД в области здорового питания выявился у 12,5 % учащихся 8 класса, «ниже среднего» – у 25 %, «средний» – у 37,5 %, выше «среднего» – у 25 %. У учащихся 9 класса «низкий» уровень сформированности коммуникативных УУД в области здорового питания не выявился, «ниже среднего» – у 66,7 %, «средний» – у 13,3 %, «выше среднего» – у 13,3 %. У 30 % учащихся 10 класса выявился «низкий» уровень сформированности коммуникативных УУД в области здорового питания, у 25 % - «ниже среднего», у 15 % учащихся – «средний», а у 30 % – «выше среднего». У 6,7 % учащихся 11 класса выявился «низкий» уровень, «ниже среднего» – у 13,3%, «средний» – у 53,3 %, «выше среднего» – у 26,7 %. В целом, «высокий» уровень сформированности УУД в области здорового в коммуникативном блоке не выявился ни у одного из обучающихся, а почти у половины опрошенных (45,5%) выявился «ниже среднего» и «низкий» уровень сформированности УУД.

Рейтинг уровня сформированности УУД в области здорового питания по всем блокам представлен в таблице 1.

            Таблица 1. Рейтинг уровня сформированности УУД по всем блокам


tab1


При «
низком» уровне сформированности УУД в области здорового питания в поведении проявляются действия в форме знание-знакомство (может самостоятельно произвести простейшие действия, связанные с питанием), «ниже среднего»- знание-копия (может по образцу воспроизвести формы самосберегающего поведения в процессе питания), «средний»- знание-понимание (различает физиологический и психологический голод и может собой управлять: употребить здоровую пищу при возникновении физиологического голода (с соблюдением места и времени); использовать методы саморефлексии и саморегуляции для нейтрализации психологического голода и только после этого принять решение, что есть и зачем), «выше среднего» - знание-применение (применяет принципы здоровьесбережения и в частности принципы здорового питания в незнакомой ситуации (выбирает здоровые продукты, правильно их готовит, эффективно ведет себя в процессе принятия пищи и т. п.), «высокий» - знание-трансформация (правильно приобретает, готовит, употребляет здоровую пищу, постоянно интегрирует полученные знания и проверяет на практике). Как было показано ранее высокого уровня сформированности не было выявлено ни по одному блоку, а наибольший уровень сформированности статуса «выше среднего» выявился по предметному (48,5%) и личностному (39,4%) блокам.  

Очень важным в формировании культуры здорового питания являются информационные потоки, которые по мнению самих учащихся, формируют у них наиболее устойчивые представления и привычки в области здорового питания (рис. 6).

7.6

             О роли правильного питания в обеспечении моего здоровья я узнал(а)…

            а). на уроках химии; б). на уроках биологии;   в). от родителей;          г). из СМИ.

 

            Рис. 6 – Источники информации о роли правильного питания в обеспечении здоровья обучающихся.

 

На вопросы тестирования учащиеся 8 класса в качестве основного источника информации по вопросам здорового питания выбрали только один вариант – родители. Наибольшее количество учащихся 9 класса (53,3%) в качестве источников информации в области здорового питания выбрали родителей, уроки биологии – 40%, СМИ – 6,7%. В 10 классе учащиеся наибольший приоритет отдают родителям – 95%, СМИ – 5%. Подавляющее количество учащихся 11 класса источником информации в области здорового питания считают родителей – 66,7%, СМИ – 20%, уроки биологии – 13,3%.

Таким образом, исследования показали, что у большинства обучающихся низкий уровень знаний, умений и навыков в области здорового питания: на уровне «знание-применение» сформированы компетенции по предметному блоку у 48,5%, личностному -39,4%, коммуникативному – 25,7%, познавательному - 33,3% и регулятивному – 18,2%. Полученные данные свидетельствуют о недостаточном использовании в образовательных учреждениях здоровьесберегающего потенциала таких естественнонаучных дисциплин, как химия и биология.

Примечания:

  1. Александрова И.Э. Питание как фактор формирования здоровья школьников // Охрана здоровья детей и подростков. М., 2002. С. 86-96.
  2. Башмакова Е.А. Реализация здоровьесберегающей педагогики в образовательном процессе: науч.-исслед. работа // Среднее профессиональное образование. 2007. № 3. С. 45-46.
  3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Эйдос: Интернет-журнал. 2005. 10 сент. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
  4. Горбатов Д.С. Критериально-ориентированное тестирование как средство диагностики учебных достижений школьников. М., 2006. 176 с.
  5. Здоровое питание школьников: учеб. пособие / авт.-сост. Т.И. Бочкарева [и др.]. Самара: Изд-во ГОУ СИПКРО, 2007. 63 с.
  6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 38.
  7. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод. пособие. М.: АПКиПРО, 2003. 101 с.
  8. Формирование культуры здорового питания – важнейший инструмент поддержания здорового образа жизни обучающегося / А.Д. Цикуниб, Б. Джривах, Ю.А. Дьяченко [и др.] // Актуальные вопросы питания населения: сб. материалов Третьей межрегион. науч.-практ. конф. ПФО, 15-16 февраля 2013 г. Нижний Новгород, 2013. С. 45-47.
  9. Цикуниб А.Д., Дьяченко Ю.А., Езлю Ф.Н. Пищевая и биологическая ценность фактического питания обучающихся Республики Адыгея // Наука: комплексные проблемы: научно-информационный журнал НИИ комплексных проблем АГУ. 2013. № 1. С. 28-35.
  10. Цикуниб А.Д., Езлю Ф.Н. Традиционная система питания адыгов: культурно-гигиенические и педагогические аспекты // Наука: комплексные проблемы: научно-информационный журнал НИИ комплексных проблем АГУ. 2014. № 2. С. 40-50.
  11. Carter S.A., Lee A.M. Proactive planning and conceptions of success in elementary health education // J. Sch. Hlth. 2008. Vol. 59, № 31.
  12. James W.P.T. Здоровое питание // Региональные публикации ВОЗ. Европейская серия / Европейское региональное бюро. Копенгаген, 1988. № 24. 198 с.

Цикуниб Аминет Джахфаровна, доктор биологических наук, профессор, директор НИИ комплексных проблем АГУ, зав. лабораторией, тел. 8928461725, e-mail: cikunib58@mail.ru

Tsikunib A.D., Head of Nutrition and Environment Laboratory, Director of Scientific Research Institute of complex Problems of Adyghe State University

Кидакоева Сусанна Казбековна, студентка факультета естествознания Адыгейского государственного университета

Kidakoeva Susanna Kazbekovna, a student at the Faculty of Natural Sciences of the Adyghe State University

 

 

Яндекс.Метрика
© Адыгейский государственный университет. НИИ комплексных проблем.