УДК 796.01

ББК 75.1

Ж 86

 

Жуков В.И., Доронин А.М., Мамий А.Р.

Лаборатория биомеханики НИИ комплексных проблем АГУ

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ СИЛОВЫХ ТРЕНИРОВОК И РОСТА МЫШЕЧНОЙ МАССЫ

 

            Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебно-тренировочного процесса в силовых видах спорта на основе оптимизации тренировочных нагрузок силовой направленности. Проведенные исследования подтверждаю, что для большей результативности учебно-тренировочного процесса в атлетизме планирование нагрузок силовой направленности должно основываться на утверждении о том, что развитие силы должно опережать развитие мышечной массы.

Ключевые слова: атлетизм, силовой тренинг, педагогический эксперимент.

           

Zhukov V.I., Doronin A.M., Mamy A.R.

Biomechanics Laboratory, Research Institute of Complex Problems of Adyghe State University

 

INTERRELATIONSHIP OF POWER TRAININGS AND GROWTH OF MUSCLE MASS

 

Abstract. The article propounds a question of how to improve educational and training process in strength sports by optimizing training loads of a power orientation. The conducted researches confirm that better productivity of educational and training process in athleticism is achieved when planning loadings of a power orientation is based on the statement that development of power has to advance building muscle mass.

Keywords: athleticism, power training, pedagogical experiment.

 

Введение. В настоящее время роль силовой подготовки все более возрастает в различных видах спорта (Ю.В. Верхошанский, А.Н. Воробьев, Л.С. Дворкин и др.). Но особенно важно ее значение в видах спорта силовой и скоростно-силовой направленности: силовом троеборье, тяжелой атлетике, метаниях, прыжках, спринте.

Отсутствие современных, научно-обоснованных методик тренировки приводит к тому, что некоторые тренеры уделяют больше внимания не поиску эффективных методов спортивной подготовки, а применению различных фармакологических препаратов. В силу этого все большую актуальность приобретает проблема поиска новых путей повышения эффективности тренировочного процесса.

Целью исследования явилось совершенствование учебно-тренировочного процесса в силовых видах спорта на основе оптимизации тренировочных нагрузок силовой направленности. В качестве рабочей гипотезы исследования, основываясь на известных научно-теоретических положениях отечественных и зарубежных авторов, доказывающих взаимозависимое проявление различных сторон спортивной подготовленности спортсменов, мы исходили из того, что для большей результативности учебно-тренировочного процесса в атлетизме планирование нагрузок силовой направленности должно основываться на утверждении - развитие силы должно опережать развитие мышечной массы.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе многолетней целенаправленной физической подготовки молодых атлетов возникает немало возможностей для наиболее полного проявления индивидуальных способностей. Известны исследования, которые убедительно показали, что прогресс в спорте зависит, как от умения максимально использовать возможности атлетов, применять ту или иную методику тренировки, так и от умения правильно нацелить спортсмена и мобилизовать его на достижение более высокого результата (Бальсевич В.К., Шейко Б.И. и др.).

            По мнению выдающегося в прошлом штангиста А.С. Медведева, прогресс в достижениях значительно выражен у тех спортсменов, которые не только стремятся выполнить как можно больший объем работы, но и на каждой тренировке творчески решают главную целевую задачу – поиск эффективных и экономных путей для достижения высоких результатов.

Двигательная активность человека невозможна без проявления определенного набора двигательных качеств, основными из них являются силовые. Их сочетание и условия проявления определяют успех, как отдельного движения, так и всей двигательной деятельности в целом. Методически правильно построенное внешнее воздействие на процесс формирования этих возможностей является важным условием для обеспечения жизнедеятельности и достижения высоких результатов в различных формах двигательной активности человека и, в частности, в спорте. (Зациорский В.М., Дьячков В.М., Кузнецов В.В., Матвеев Л.П., Верхошанский Ю.В, Донской Д.Д., Фомин Н.А., Платонов В.Н., Дворкин Л.С.).

Термин "сила" может иметь несколько определений (Коренберг В.Б.):

а) характеристика механического действия одного тела на другое;

б) количественная мера этого действия;

в) характеристика моторики (физическое качество);

г) мера максимально возможного развития силы тяги мышц (группы мышц) в изометрическом режиме (сила мышцы, мышечной группы).

Силовые возможности, непосредственно проявляющиеся в величине рабочего усилия, обеспечиваются целостной реакцией организма, связанной с мобилизацией психических качеств, функций моторной, вегетативной, гормональной и других его физиологических систем. Поэтому силовые возможности нельзя сводить к утилитарному понятию "сила мышц", т. е. к механической характеристике их сократительных свойств. Вместе с тем, необходимо иметь в виду следующее: во-первых, мышечная сила, являясь динамическим компонентом любого скоростного движения, может иметь различные качественные характеристики в зависимости от его скорости, внешнего сопротивления и продолжительности работы; во-вторых, в условиях спортивной деятельности рабочий эффект движений   определяется как величиной максимума развиваемого усилия, так и затрачиваемым на это временем. Поэтому в качестве основного критерия оценки силовых способностей спортсмена может выступать показатель мощности движения (Жеков И.П., Жуков В.И.).

По своей сути, сила действия представляет интегрированный результат взаимодействия сил тяги мышц, образующихся вследствие функциональной активности мышечных структур (Доронин А.М.). Именно через силу тяги мышц происходит реализация психофизических процессов в механическую работу по преодолению внешних сопротивлений или противодействию внешним силам.

Из механики известно, что сила имеет величину, направление и точку приложения. Графически она изображается вектором-отрезком, начало которого находится в точке приложения силы (Донской Д.Д., Зациорский В.М.). В природе проявление силы связано с переносом движения. Но если в механике сила - количественный показатель, то в физиологии понятие сила мышц, будучи количественной мерой, получает качественную информативность.

В физиологии под силой мышц подразумевают то максимальное напряжение, выраженное в граммах и килограммах, которое способны развить мышцы в условиях изометрического сокращения.

Внешняя сторона проявления силовых возможностей в условиях спортивной деятельности детально рассмотрена в биомеханике (Зациорский В.М., Верхошанский Ю.В., Кузнецов В.В., Донской Д.Д., Жеков И.П., Коренберг В.Б.).

Величина проявления силы действия зависит от внешних факторов (величины отягощений, внешних условий, расположения тела и его звеньев в пространстве) и от внутренних (функционального состояния мышц и психологического состояния человека) (Матвеев Л.П., Донской Д.Д., Зациорский В.М.).

Упражнение - это действие, выполняемое для приобретения и усовершенствования каких-либо физических качеств, умений и двигательных навыков и является средством физического воспитания. Необходимо отметить, что разные упражнения предъявляют неодинаковые требования к проявлению тех или иных качеств. Каждое физическое упражнение решает многие задачи спортивной тренировки, но отдельные из них - в большей или меньшей степени.

Н.А. Фомин делит физические упражнения на три основные группы: упражнения в избранном виде спорта, в котором совершенствуется спортсмен; общеразвивающие физические упражнения; специальные упражнения для развития физических и волевых качеств, применительно к избранному виду спорта, а также с целью обучения технике и тактике.

Из них наибольший интерес представляют те, что направлены на развитие физических качеств, отвечающих специфике избранного вида спорта, и при этом ориентированы на предельную (максимально возможную) степень развития данных качеств (Матвеев Л.П.).

Есть мнение, что проблема специальной физической подготовки заключается в интенсификации мышечной работы в специфичном для каждого конкретного вида спорта двигательном режиме (Верхошанский Ю.В.).

Специальные упражнения должны иметь сходство с кинематической и динамической структурой соревновательных упражнений. Ряд авторов занимались исследованием динамических и кинематических характеристик силовых и скоростно-силовых соревновательных и специальных вспомогательных упражнений (И.П. Ратов, И.П. Жеков, А.Н. Воробьев, В.И. Жуков, А.М. Доронин, А.Р. Мамий и др.).

Важными достоинствами специальных упражнений являются возможность локального воздействия на отдельные группы мышц, что позволяет добиться большей мощности их сопряжения, чем в основном упражнении при меньшей общей нагрузке на организм спортсмена (Жуков В.И., Ханжиева А.Я.),  исправление ошибок техники движений (Мамий А.Р.), освоение новых элементов движения в основном упражнении, а также выход из устоявшегося стереотипа движения с повышением интенсивности и скорости его выполнения, перенос положительных качеств и навыков на основное соревновательное упражнение (Зациорский В.М.,  Черкесов Ю.Т., Жуков В.И.).

Для того, чтобы комплекс тренировочных воздействий был максимально эффективным, мало набрать в него эффективные упражнения. Вдобавок их надо расположить еще в правильном порядке. Последовательность движений, как показали недавние исследования (Д. Вейдер), - это важнейший тренировочный фактор в атлетизме.Для решения вопросов, связанных с развитием силы, следует придерживаться закономерностей, которые мы смогли вывести при анализе научно-методической литературы и опыта практической деятельности.

Мышца высоко избирательно реагирует на характер прилагаемого воздействия. Например, не следует ожидать повышения уровня силы, выполняя движения, рассчитанные на выработку выносливости, также нельзя добиться больших результатов в выработке выносливости, тренируя силу. Для достижения более высоких результатов спортсмен должен разумно проанализировать свою технику в троеборье.

Мощность - это способность моментально привлечь к работе максимальное число моторных единиц в данном движении. Когда отягощения велики, в дело вступают быстро утомляющиеся белые волокна с тем, чтобы выполнить основную часть работы. Если атлет тратит слишком много времени на выполнение жима, эти волокна начинают уставать. Поэтому более важным моментом для троеборцев является способность увеличить силу. Ключом же к увеличению силы является напряжение. Исследования показывают, что уровень нагрузки, который заставляет «работать» эти адаптивные процессы, должен быть выше двух третей максимальной способности, но ниже 95% от нее (Ильницкий Е., Букин И.).

Использование явно выраженных силовых упражнений в атлетизме всегда вызывает противоречивые толки. У практиков бытует мнение: к чему отвлекаться на жимы, тяги, толчки, если культуристские упражнения и без того создают достаточный силовой потенциал основным мышечным группам. Вопрос, казалось бы, лежит исключительно в сферах личных пристрастий.

Анализ методической литературы показал, что исследования, проведенные медико-биологическим центром Д. Вейдера в Калифорнии, свидетельствуют о правоте выдвинутой гипотезы: силовые упражнения должны входить в повседневную тренировочную программу. Общеизвестно, что сила мышцы прямо пропорциональна ее поперечному сечению. Таким образом, если атлет хочет стать больше, ему необходимо стать сильнее.

В лучшие программы силовых упражнений входят приседания, становая тяга, жимы всех видов, рывок, толчок, подъемы веса на грудь.

Каждое из этих упражнений оказывает комплексное воздействие, вовлекая в работу большое число крупных мышечных групп и активизируя все подсистемы организма.

Включение одного - двух силовых упражнений в традиционный тренировочный комплекс придает силовому стрессу углубленный характер и становится мощным толчком к росту мускулатуры. Но главный стимулирующий эффект базовых силовых упражнений скрыт в так называемом "феномене непрямого воздействия", все еще недостаточно изученный спортивной наукой. Он состоит в том, что тренировка больших мышечных групп вызывает рост мышечной системы в целом, в том числе и тех мышц, которые не подвергаются тренировочной нагрузке. Например, приседания приводят к увеличению объемов грудных мышц.

Заключение. Спортсмены, которые практикуют силовой тренинг, отличаются более гармоничным телосложением. По нашему мнению, добиться такого развития без применения силовых упражнений, прежде всего приседаний и становой тяги, нельзя.

Для проверки выдвинутой гипотезы был проведен сравнительный педагогический эксперимент, результаты которого позволили заключить, что:

- силовые упражнения в атлетизме создают силовой потенциал основным мышечным группам;

-базовые силовые упражнения должны входить в повседневную тренировочную программу, что становится необходимым физиологическим раздражителем, стимулирующим рост мышц;

- программы тренировок, в первую очередь, должны быть направлены на развитие силы;

- оптимальность силовых методик заключается в стимулировании роста мышц с помощью прогрессирующих силовых тренировок.

 

Примечания:

  1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физ. культуры. 2000.
  2. Воробьёв А.Н. Тяжёлоатлетический спорт. М.: ФиС, 1977. С. 77-80.
  3. Вейдер Д. Советы профессионалов // IronMan. 1999. № 10. С. 40-43.
  4. Верхошанскй Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: ФиС, 1985. 240 с.
  5.  Дворкин Л.С. Силовые единоборства. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  6.  Доронин А.М. Физические упражнения как результат интеграции активности двигательного аппарата в качестве анализатора, двигателя и рекуператора энергии: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Майкоп, 1999. 46 с.
  7. Жеков И.П. Биомеханика тяжелоатлетических упражнений. М.: ФиС, 1976. 190 с.
  8.  Жуков, В.И. Оптимизация выполнения силовых и скоростно-силовых упражнений. Майкоп: Изд-во АГУ, 1999. 110 с.
  9. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 1966. 237 с.
  10. Ильницкий Е., Букин И. Секреты подготовки атлетов. М.: ФиС, 1993. С. 48-50.
  11. Коренберг, В.Б. Спортивная биомеханика. Словарь-справочник: учеб. пособие. Ч. 1. Механика. М.: МГАФК, 1998. 120 с.
  12. Мамий А.Р. Совершенствование двигательных действий тяжелоатлетов с использованием устройства управляющего свето-звукового воздействия: автореф. дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 1995. 20 с.
  13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: ФиС, 1991. 543 с.
  14. Медведев А.С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике. М.: ФиС, 1986. 215 с.
  15. Ратов И.П. Исследование спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1972. 45 с.
  16. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: ФиС, 1991. 224 с.

17. Ханжиева А.Я. Повышение результативности тяжелоатлетов за счет экономизации двигательных действий с использованием тренажерного комплекса: автореф. дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 1995. 22 с.

18. Шейко Б.И. Пауэрлифтинг: учеб. пособие. М., 2005. 544 с.

Жуков Виктор Иванович, доктор педагогических наук, профессор, руководитель лаборатории биомеханики НИИ комплексных проблем АГУ

Zhukov Viktor Ivanovich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Biomechanics Laboratory, Research Institute of Complex Problems of Adyghe State University.

Доронин Анатолий Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, лаборант лаборатории биомеханики НИИ комплексных проблем АГУ

Doronin Anatoliy Mikhaylovich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Biomechanics Laboratory, Research Institute of Complex Problems of Adyghe State University

Мамий Алий Русланович, кандидат педагогических наук, доцент, лаборатория биомеханики НИИ комплексных проблем АГУ, Майкоп

Mamy Aliy Ruslanovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Biomechanics Laboratory, Research Institute of Complex Problems of Adyghe State University.

 

Яндекс.Метрика
© Адыгейский государственный университет. НИИ комплексных проблем.