УДК 376

ББК 74.204

К 56

Ковалева Н.В.

Центр социально-психологических проблем НИИ комплексных проблем АГУ

ПРИЗНАКИ МОББИНГА В СРЕДЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ

Аннотация. В статье описаны психологические особенности моббинговых явлений у младших школьников, этапы формирования моббинга (зарождение, закрепление и распространение), критерии (частота, устойчивость, тяжесть), приведены результаты исследования, выявившего распространенные формы школьного насилия.

Ключевые слова: моббинг, насилие, младшие школьники, переживание, межличностные отношения, профилактика.

Kovaleva N.V.

Center for Social and Psychological Problems of Scientific Research Institute of complex Problems of Adyghe State University

MOBBING SIGNS AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN AND THEIR CORRECTION

Abstract. The article describes the psychological characteristics of mobbing phenomena in primary school children, the stages of formation of mobbing (emergence, consolidation and dissemination), its criteria (frequency, stability, severity), and the results of research showing common forms of school violence.

Keywords: mobbing, violence, junior school students, the experience, personal relations, prevention.

 

Моббинг, как деформированное социально-психологическое явление, основанное на насильственных действиях против отдельно взятой личности, оказывает разрушительное воздействие на состояние и эффективность социального взаимодействия людей, и гармоничность межличностных и общественных отношений. Не секрет, что первый опыт участия в насильственных действиях человек приобретает в детстве в образовательных учреждениях.

Несмотря на постоянную модернизацию и совершенствование системы российского школьного обучения и формирование субъектности участников учебно-образовательного процесса, школа остается местом, где ребенок часто является участником моббинга как системы школьного насилия, переживая насилие над собой, или совершая насилие сам. Эти переживания разрушительны для психического и физического здоровья, приводят к отсутствию дружеских отношений, школьным стрессам, снижают результат образовательной деятельности.

Моббинг сложно диагностируется, на начальных этапах не всегда замечается педагогами, и, при отсутствии должного психолого-педагогического сопровождения, закрепляется в межличностных отношениях подростковых классов. Подростки в свою очередь могут проявлять моббинг в отношении учащихся младших классов, навязывая насилие.

Давление моббинга особенно негативно отражается на формировании личностных качеств младших школьников, которые только вступают в мир межличностных отношений и начинают осваивать нормы, правила взаимодействия с окружающими. К тому же современные социальные средства массовой информации производят и передают информацию, в которой доминируют насилие и жестокость, агрессия и манипулирование. Педагоги и родители, призванные помогать детям выстраивать правильные отношения с окружением, часто перегружены личными и производственными проблемами, испытывают недостаток соответствующих профессиональных знаний по оказанию помощи ребенку, оказавшемуся в роли жертвы моббинга или его участником. Развивающаяся детская психика, оставшись без психологического сопровождения, воспринимает факты моббинга как норму, и, усвоив ее, транслирует в своих дальнейших действиях. На фоне распространения модного среди подростков тюремного сленга, стремления к доминированию через подавление приводит к увеличению фактов насилия в системе межличностных отношений.

Необходимость исследования проблем профилактики и коррекции моббингового поведения школьников следует из противоречия между необходимостью формирования психологически здоровой, толерантной, уверенной в себе личности школьника, воспринимающей свою и чужую свободу как ценность, и существующей информационно - агрессивной социальной средой развития, искажающей осуществление данного процесса.

В психологии уже сложилась определенная система представлений о природе, видах и факторах возникновения и развития насильственных действий среди подростков и их проявлениях. И. А. Баева подчеркивает, что современная школьная среда, переживающая модернизацию учебно-воспитательных и образовательных программ, дифференциацию классов, внедрение элитных форм обучения, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различных социальных групп [1]. Важным стимулом, инициирующим насилие, считается агрессивность личности (А. Басс, JI. Берковиц, К. Лоренц, 3. Фрейд, О. Шпенглер). Другие исследователи обосновывают возникновение насилия материальными проблемами, экономическим и политическим положениями в обществе. (К. Маркс, Ф. Энгельс). Способы насилия анализируются в работах К. Брона, Дж. Кобрина, Д. Левинсона, Р. Лэнга, Э. Миллера, и др.

Сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы по проблеме моббинга в условиях школы позволил сделать следующие выводы:

  1. Моббинг как форма школьного насилия - это систематические действия обидчика (отдельного ученика или группы) по отношению к жертве, направленные на унижение посредством физической, психологической, экономической или сексуальной агрессии [3].
  2. Основным психическим механизмом насилия является агрессивность, поэтому инициаторами моббингового поведения часто являются агрессивные дети, которые не умеет сотрудничать.
  3. Формирование моббинга проходит по этапам (уровням): зарождение, закрепление и распространение. Основными критериальными характеристиками этапов моббинга выступают частота, устойчивость и тяжесть моббинговых проявлений.
  4. Признаками моббинга в среде школьников являются:

- физические проявления: толчки, пинки, удары, подножки, совершаемые в отношении одних и тех же лиц;

- вербальное воздействие: издевки, насмешки, оскорбления, клевета;

- изоляция, отказ от контактов и совместных игр;

- угрозы которые усиливают давление на жертву.

5. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие внешние недостатки, виктимное поведение. У них плохо развиты социальные навыки, имеют дидактические страхи, болезни, низкий интеллект и трудности в обучении.

Было сформулировано предположение, что для младших школьников в период перехода в среднюю школу, характерен первый этап школьного моббинга (зарождения), проявляющийся в следующих признаках:

- угрозы, пинки, драки (физические) и насмешки, игнорирование, оскорбления, клевета (психологические);

 - роли жертвы и обидчика непостоянны и ситуативны, и их возможности противостояния относительно равные;

- интенсивность: тяжесть переживания насильственного давления невысокая и ситуативная.

С целью проверки предположения и выявления социально-психологических особенностей проявления моббинга в среде младших школьников сотрудниками Центра социально-психологических проблем НИИ КП АГУ и студентом факультета социальных технологий и туризма Калашниковым А. было проведено исследование, в котором приняли участие 55 обучающихся 4-х классов МБОУ Лицея № 8 г. Майкопа Республика Адыгея (26 девочек и 29 мальчиков) в возрасте 10 лет.

В качестве эмпирических методов сбора информации использованы социометрия, интерактивная методика «Крокодил», экспресс-диагностика стиля поведения в конфликте, анкетирование «Признаки моббинга в школьной среде». Для обработки данных были применены среднестатистический и корреляционный анализы.

Анализ результатов, полученных на разных этапах проведенного эксперимента, позволил сделать следующие выводы:

- большинство участников эксперимента имеют личный опыт переживания насилия: или проявляли насилие сами, или выступали в роли свидетелей, жертвы. При этом 50% участников эксперимента от насилия испытывают страх и ужас, у 53,8% насилие вызывает ненависть и злобу, а у 10,7% возникает желание ответить тем же. 28% испытывали насилие со стороны одноклассников. 10,7% иногда воспринимают себя, как жертву.

- основными сферами взаимодействия младших школьников, в которых они сталкиваются с насилием в разных формах проявления, являются семья и школа (дорога в школу, переменки);

- только 40,7% респондентов ощущают себя в школьной среде в полной безопасности, все респонденты (100%) считают, что совершителями насилия являются старшеклассники и ровесники. (55,6%) характеризуют чувство безопасности в школе, как зависящее от обстоятельств;

- большинство учеников (77,8%) не могут объяснить причины моббинговых проявлений среди сверстников; другие указывают прилежное поведение перед учителем, частые конфликты с другими учениками и специфичный внешний вид;

- наиболее распространенными формами проявления школьного насилия, с которыми сталкиваются респонденты, являются физические (угрозы, пинки, драки) и психологические (насмешки, игнорирование, оскорбления, клевета). Они же являются признаками проявления моббинга;

 - в конфликтных ситуациях дети чаще всего применяют примиренческий и уходящий стили поведения, которые основаны на пассивной позиции (35,7%).

В ходе исследовательской работы были сформированы критерии уровней развития моббинга: количественный (повторяемость), качественный (устойчивость ролей и форм) и показатель интенсивности (тяжесть переживаний). Ответы школьников-респондентов соответствовали первому уровню развития моббинга, т.е. этапу зарождения моббинговых отношений. Приведем краткие его характеристики:

- количественный показатель: количество ситуаций не имеет большого влияния на базовое состояние отдельных школьников;

- качественный: роли жертвы и обидчика непостоянны и ситуативны, и их возможности противостояния относительно равные;

- интенсивность показатель: тяжесть переживания насильственного давления невысокая и ситуативная, отсутствует умышленность своевременное выявление и преодоление признаков моббингового поведения в среде младших школьников.

- показатель интенсивности: указанные признаки носили временный, ситуативный характер, роли жертвы и агрессора не закреплены в отношениях, и эмоции, сопровождающие моббинговые действия, быстро рассеиваются.

В тоже время, как считает Хухлаева О.В., младший школьный возраст содержит большие возможности для воспитания коллективистских отношений. При правильном подходе взрослых, формирующих среду развития, младший школьник накапливает важный опыт деятельности как в коллективе, так и для коллектива [2]. Следовательно, для эффективности нейтрализации признаков моббинга необходимо своевременное выявление и преодоление признаков моббингового поведения в среде младших школьников.

С учетом полученных эмпирических данных была разработана и реализована в среде респондентов, разделившихся на контрольную и экспериментальную группы, экспериментальная психологическая программа по коррекции признаков моббингового поведения младших школьников. Ее содержание было направлено на повышение социально-психологической компетентности младших школьников, формирование уважения к сверстникам, толерантности к их недостаткам.

Групповые занятия по программе проводились в интерактивной форме, каждое из десяти занятий имело свою цель, поэтому школьники осваивали секреты взаимопонимания и закрепляли их в упражнениях в следующей последовательности:

- установление доверительных отношений, создание атмосферы сотрудничества.

- сплочение коллектива, создание благоприятного социально-психологического климата.

- развитие эмпатии, формирование установки на эмоциональную поддержку другого, понимания и принятия чувств другого человека.

- анализ моббинговых проявлений на примере демонстрации мультипликационного фильма «Гадкий утенок», выявление подобных ситуаций в жизни людей, сформирование навыков выхода из моббинговых ситуаций.

Данная программа была реализована с экспериментальной группой респондентов. По завершении занятий с участниками была проведена итоговая диагностика, которая включала в себя те же методики, что и в первичной диагностике за исключением анкеты – в нее были включены вопросы только те, которые касались ситуаций отношений младших школьников между собой в классе.

Критериями эффективности программы выступили следующие позиции:

- снижение фактов проявления признаков насилия (физического и вербального воздействия, изоляции, угроз);

- укрепление (увеличение) положительных межличностных контактов;

- отрицательное личное отношение к фактам проявления насилия, повышение толерантности к сверстникам.

Итоговая диагностика, проведенная после апробации коррекционной программы, выявила значительные улучшения качественных и количественных критериальных показателей в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе морально-психологическая обстановка на протяжении экспериментального периода осталась без существенных качественных и количественных изменений.

Перспективой исследования поднятой проблемы является изучение содержания критериальных показателей на других этапах моббинга – закрепление и распространения, и, главное – способов противостояния и нейтрализации этих разрушительных процессов.

Примечания:

  1. Баева И.А., Лактионова Е. Экспертиза психологической безопасности образовательной среды // Народное образование. 2009. № 2. С. 273-276.
  2. Хухлаева О.В., Клинкова, Е. Моббинг. Как учителю противостоять травле школьников? URL: http://pedsovet.su/publ/72-1-0-3420.
  3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 5-е изд., испр. и доп. М.: Генезис, 2012. 312 с.

Ковалева Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий Центром социально-психологических проблем НИИ КП АГУ, г. Майкоп, ул. Гагарина, 13, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. "

Kovaleva N, Ph.D., Associate Professor, Head of Center for Social and Psychological Problems

Яндекс.Метрика
© Адыгейский государственный университет. НИИ комплексных проблем.