УДК  159.9

ББК  88

Г  67

Горбачева А.С.

Центр социально-психологических проблем НИИ комплексных проблем АГУ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ-МУЗЫКАНТОВ

В УСЛОВИЯХ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлена характеристика ранней профессионализации, описаны психологические компоненты ответственности, приведены результаты анализа корреляционных связей между особенностями проявления личностных компонентов ответственности у подростков-музыкантов.

Ключевые слова: ранняя профессионализация, подростки-музыканты ответственность, регуляторно-динамические компоненты, мотивационно-смысловые компоненты.

Gorbacheva A.S.

Center for Social and Psychological Problems Institute of complex problems at

 Adyghe State University

FEATURES OF MANIFESTATION OF THE PERSONALITY COMPONENT

OF RESPONSIBLE FOR ADOLESCENT MUSICIANS
IN CONDITIONS OF EARLY PROFESSIONALIZATION

Annotation. The article presents characteristics of early professionalization, describes the psychological components of responsibility, the results of the analysis of correlation between the peculiarities of manifestation of the personality component of responsible for adolescent musicians.

Keywords: early professionalization, adolescent musicians, responsibility, the regulatory-dynamic components, the motivational-semantic components

 

Современное общество предъявляет высокие требования к профессионализму и компетентности личности. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема ранней профессионализации. В данном исследовании под ранней профессионализацией подразумевается включение личности в профессиональное развитие в детском возрасте, то есть во временные сроки, не являющиеся типичными для профессионального развития [1].

Важным условием достижения личностью высоких результатов в инструментальном и вокальном музыкально-исполнительском искусстве является ее включение в раннюю профессионализацию. В этом случае профессиональное совершенствование совпадает по времени с интеллектуальным и личностным развитием, получением образования, освоением системы социальных отношений, что может быть фактором изменения нормативных возрастных особенностей взросления будущих музыкантов [1]. Стремление к определенному уровню музыкально-профессиональных достижений зачастую отодвигает решение личностных и социальных проблем развития подростков на второй план, что может в дальнейшем негативно сказаться на социально-психологическом благополучии юных музыкантов.

Достижение высокого уровня профессионализма в музыкально-исполнительской деятельности невозможно без участия в ответственных публичных мероприятиях (концерты, конкурсы), поэтому ответственность как системное качество [4] может выступать одним из критериев оценки влияния ранней профессионализации на личность подростка-музыканта.

А.И. Крупнов, рассматривая личность в рамках системно-диспозиционного подхода, выделяет регуляторно-динамические и мотивационно-смысловые её компоненты [3]. В.П. Прядеин, рассматривающий проблему ответственности, и опираясь на многомерно-функциональный анализ свойств личности А.И. Крупнова, относит локус контроля (интернальность – экстернальность), физическую, интеллектуальную и эмоциональную выносливость и работоспособность человека (эргичность – аэргичность, стеничность – астеничность) к регуляторно-динамическим компонентам. К мотивационно-смысловым компонентам он относит направленность мотивации и деятельности (социоцентричность – эгоцентричность, предметность – субъектность), а также осмысленность и осведомленность по содержанию ответственности [4].

Для определения закономерностей влияния ранней профессионализации на личностные компоненты ответственности у подростков-музыкантов в Центре социально-психологических проблем НИИ КП АГУ было проведено эмпирическое исследование, в котором основными методами выступили опросник В.П. Прядеина «Ответственность» и корреляционный анализ полученных данных. Корреляционные связи между результатами диагностики рассчитывались по коэффициенту корреляции производного значения Пирсона с помощью программы Microsoft Excel.

Эмпирической базой исследования выступили 39 учащихся отделения «Музыкальное образование» Детских школ искусств № 1 и № 6 города Майкопа в возрасте от 11 до 16 лет (21 девочка, 18 мальчиков).

Особенности проявления личностных компонентов ответственности представлены отдельно по содержанию регуляторно-динамического и мотивационно-смыслового компонентов, а также их межкомпонентных связей.

1. Анализ корреляционных связей по регуляторно-динамическим компонентам ответственности выявил следующие результаты:

Динамическая эргичность имеет прямую связь со стенической эмоциональностью (r=0,50), то есть положительные эмоции при выполнении ответственных дел (участие в исполнительских конкурсах, концертах) повышают активность подростков-музыкантов, их физическую и интеллектуальную выносливость.

Наряду с этим динамическая аэргичность имеет закономерную связь с астенической эмоциональностью (r=0,68), поскольку эмоциональная подавленность всегда сопровождается общим упадком сил. Соответственно, негативные эмоции (страх, предконцертное волнение) угнетают и подавляют всяческую активность, подрывая психологическую устойчивость юных музыкантов.

Связь регуляторной интернальности с динамической эргичностью (r=0,64) и стенической эмоциональностью (r=0,76) свидетельствует о том, что внутренний контроль и отсутствие давления при подготовке к концертам и конкурсам и участии в столь ответственных мероприятиях повышает активность, выносливость и позитивные эмоции у учащихся музыкальных школ.

Внешний контроль, напротив, снижает все эти показатели, о чём свидетельствует сильная связь регуляторной экстернальности с динамической аэргичностью (r=0,82) и средняя – с астенической эмоциональностью (r=0,51). Следовательно, если на участии в ответственном исполнительском мероприятии настаивают учителя или родители, это усиливает волнение и страх юного музыканта, снижая его психическую и физическую выносливость. С позиций субъектного подхода в данной ситуации ребенок занимает объектную позицию в субъект-объектных отношениях, которая, по мнению Н.В. Ковалевой, препятствует формированию субъектных качеств личности, необходимых для ее самостоятельности и самоопределения [2]. Если же он сам желает участвовать в концерте или конкурсе, а учителя лишь помогают в работе над художественным образом музыкального произведения, то подготовка и участие в ответственном деле сопровождается положительными эмоциями, хорошим самочувствием и повышает активность, то есть становится субъектом отношений и определяет свое развитие как музыканта.

2. Исследование показало, что в мотивационно-смысловом наполнении ответственности у подростков-музыкантов наблюдается связь социоцентрической мотивации как с предметной (r=0,72), так и с субъектной результативностью (r=0,50), однако более сильная связь с предметностью свидетельствует о том, что ориентация на общественно значимый результат способствует его достижению. Например, выступая в составе ансамбля, хора или оркестра, подростки, ориентированные на передачу целостного музыкального образа, демонстрируют более качественное совместное звучание, нежели объединение солистов, каждый из которых стремится, прежде всего, проявить себя.

В этом контексте вполне закономерной представляется связь эгоцентрической мотивации с субъектной результативностью (r=0,65), свидетельствующая о том, что ориентация на личный результат повышает индивидуальную результативность музыканта. Взаимосвязь эгоцентрической мотивации с когнитивной осмысленностью (r=0,51) и осведомленностью (r=0,71), означает, что понимание и осознание личной ответственности при участии в концерте или конкурсе повышает мотивацию личного развития и, наоборот, стремление к творческому саморазвитию способствует осознанию индивидуальной ответственности.

3. При сопоставлении регуляторно-динамических и мотивационно-смысловых компонентов ответственности у подростков-музыкантов было выявлено повышение активности и выносливости (динамическая эргичность) как при социоцентрической (r=0,66), так и при эгоцентрической мотивации (r=0,75). Однако направленность ответственности на себя вызывает практически в равной степени как подъём (эгоцентричность – эргичность r=0,75), так и упадок сил (эгоцентричность – аэргичность r=0,75).

Понимание личной ответственности за качество выступления также может снижать психическую выносливость музыканта (когнитивная осведомлённость – аэргичность r=0,54). Что касается творческих достижений, они являются как причиной, так и следствием высокой активности и выносливости (физической, интеллектуальной, творческой), о чём свидетельствует связь динамической эргичности с предметной (r=0,66) и субъектной результативностью (r=0,80). Следовательно, подросток, много и увлечённо занимающийся исполнительством, но не изнуряющий себя, а получающий удовольствие от творческого процесса, в ответственный момент может продемонстрировать и свои лучшие качества, и произведение представить в лучшем звучании.

Сильная связь социоцентричности со стеничностью (r=0,85) и средняя – эгоцентричности с астеничностью (r=0,51) свидетельствуют о том, что выполнение общего дела при распределении ответственности между всеми участниками творческого коллектива чаще вызывает положительные эмоции, поднимает настроение, поскольку при выступлении коллектива ошибка одного может остаться незамеченной. А тяжесть личной ответственности солиста зачастую вызывает негативные эмоции и подавленность, обусловленную различными страхами (ошибиться, подвести учителя, глупо выглядеть и пр.).

Значительная связь регуляторной интернальности и социоцентрической мотивации (r=0,80) демонстрирует повышение самоконтроля при выполнение общественно значимого дела.

Почти одинаковая связь эгоцентричности с интернальностью (r=0,66) и экстернальностью (r=0,67) означает, что ориентация на себя и личное творческое развитие могут поддерживаться в равной степени как самоконтролем и верой в свои силы, так и внешним контролем и надеждой на помощь других (близких, высших сил и пр.).

Связь предметности со стеничностью (r=0,62), а субъектности – с астеничностью (r=0,56) свидетельствует о том, что ориентация на содержание исполняемого произведения повышает эмоциональный настрой музыканта, а мысли о том, как проявить себя, как произвести впечатление, иногда способствуют возникновению негативных переживаний (тревога, волнение, неуверенность в себе).

Связь интернальности с предметной (r=0,81) и субъектной результативностью (r=0,56) означает, что подростки, рассчитывающие, прежде всего, на свои силы, не ждущие помощи от других и не испытывающие давления со стороны учителей или родителей, достигают более высоких результатов как в исполнении произведений (предметность), так и в творческом саморазвитии (субъектность).

Итак, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- при участии в ответственных исполнительских мероприятиях наиболее успешны и психологически благополучны те учащиеся, на которых не оказывается давление и которые рассчитывают, прежде всего, на себя;

- большей психологической устойчивостью обладают подростки, ориентированные не на самопрезентацию, а на музыкальное произведение и успех общего дела. При этом коллективная ответственность чаще вызывает положительные эмоции, а индивидуальная – отрицательные (тревожность, беспокойство, неуверенность в себе).

- исполнительская активность способствует достижению высоких результатов, что, в свою очередь, приводит к повышению творческой, интеллектуальной и физической выносливости юных музыкантов.

Примечания:

  1. Горская Г.Б. Психологические эффекты ранней профессионализации личности // Человек. Сообщество. Управление. Научно-информационный журнал. 2008. № 3. С. 106-113.
  2. Ковалева Н.В. Развитие субъектных качеств участников образовательного процесса в условиях школы-интерната // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. № 3. С. 97-101.
  3. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. 2006. № 1 (3). С. 63-73.
  4. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: учеб. пособие. Екатеринбург: УрГПУ, 2001.с.

Горбачева Анна Сергеевна, психолог центра социально-психологических проблем НИИ комплексных проблем АГУ, Майкоп, Россия, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Gorbacheva Anna Sergeevna, Psychologist of Center for Social and Psychological Problems of Research Institute of complex problems of ASU, Maykop, Russia

Яндекс.Метрика
© Адыгейский государственный университет. НИИ комплексных проблем.