УДК 316.346 (470.621)

ББК 66.094 (2Рос.Ады)

Ш 24

Шаповаленко А.Н.

Лаборатория этнокультурных проблем НИИ комплексных проблем АГУ

ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ КУРДОВ АДЫГЕИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация. В статье на основе анализа материалов СМИ сделан вывод о том, что курдская этногруппа представляется сообществом, слабо интегрированным в общее социокультурное пространство района проживания. Замкнутость этногруппы, стремление к сохранению традиционного уклада жизни в новых условиях создают условия для ухудшения межэтнических отношений в регионе.

Ключевые слова: курды Адыгеи; средства массовой информации; межэтнические отношения; адаптация курдов; интеграция.

Shapovalenko A.N.

Laboratory of Ethnic and Cultural Problems of the Research Institute for Complex Problems

THE PROBLEMS OF ADAPTATION OF THE KURDS OF ADYGEA IN MASS MEDIA

Abstract. The analysis of mass media in the paper shows that Kurdish community seems poorly integrated into the socio-cultural space. It is inferred that closedness of the Kurdish ethnic group, its aspiration to keep the traditional way of life in the new environment creates the conditions for the deterioration of interethnic relations in the region.

Keywords: Kurds of Adygea; mass media; interethnic relations; adaptation of Kurds; integration.

Значительное влияние на динамику межэтнических отношений оказывают социально-психологические факторы, среди которых особую роль играют этнические стереотипы – относительно устойчивые, обобщенные, эмоционально окрашенные представления о том или ином этносе или этнической группе. Этнические стереотипы и установки присущи сознанию каждого человека и имеют сложную внутреннюю структуру. Оказывая непосредственное воздействие на существующие этнические стереотипы, используя их определенным образом, можно влиять на состояние межэтнических отношений. Важным инструментом формирования стереотипов, в том числе этнических, являются средства массовой информации.

Республика Адыгея, как и другие республики Северного Кавказа, является полиэтничным регионом, что создает определенный потенциал для возникновения напряженности в сфере межэтнических отношений. В связи с этим актуальным представляется изучение социально-психологических факторов, влияющих на межнациональный климат в регионе, выявление причин существующих противоречий, поиск путей их урегулирования и предотвращения их появления в будущем.

В современном обществе роль средств массовой информации трудно переоценить. Телевидение, интернет, печатные издания оказывают огромное влияние на формирование общественного сознания. В области межэтнических отношений именно средства массовой информации зачастую конструируют образ различных этнических групп, что возлагает на этот институт большую ответственность.

Предметом нашего исследования является образ курдов Республики Адыгея в средствах массовой информации. Необходимо отметить, что первая волна курдских переселенцев в Адыгею относится к концу 80-х – началу 90-х годов прошлого века. По данным переписи 2010 г. их численность составляет 4528 чел. (1,1 % всего населения республики) [1]. При этом подавляющее большинство представителей курдского этноса компактно проживают на территории нескольких населенных пунктов Красногвардейского района (с. Белое, с. Еленовское, с. Преображенское, с. Садовое, а. Бжедугхабль).

В качестве эмпирического объекта исследования были выбраны все номера газеты «Дружба» за период с 1999 г. по 2013 г. «Дружба» – это газета Красногвардейского района, учредителями которой являются Администрация Красногвардейского района и Совет народных депутатов муниципального образования «Красногвардейский район». Тираж газеты составляет на сегодня 3758 экземпляров. Следует отметить, что «Дружба» является единственным СМИ республики, которое уделяет внимание вопросам, связанным с курдской этногруппой в Адыгее. Отчасти, это объясняется тем, что лишь около 9 % курдов Адыгеи проживают за пределами Красногвардейского района.

Для анализа выбирались все материалы, в которых упоминались или содержательно подразумевались представители курдского этноса. Исключение составили опубликованные в газете статистические отчеты. Всего для анализа было отобрано 70 материалов, значительная часть которых представляет собой небольшие по объему информационные сообщения. При этом практически отсутствуют серьезные аналитические статьи по теме. Вопросам, связанным с курдским населением района, уделено первостепенное внимание в 15 материалах (21,4 % от общего количества). По тематике можно выделить следующие группы статей:

  1. 1.Статьи о сельских сходах граждан, а также о жизни в населенных пунктах района (20). Представляют собой очерки или краткие информационные сообщения.
  2. 2.Статьи о работе различных служб и ведомств района (прокуратура, РОВД, комиссия по делам несовершеннолетних, военный комиссариат, отделение паспортно-визовой службы и т.д.), а также о совещаниях представителей районных и республиканских органов власти (33). Большая часть материалов представляет собой интервью с сотрудниками соответствующих служб и ведомств.
  3. 3.Статьи о различных мероприятиях и событиях в жизни района (17) в виде кратких информационных сообщений и очерков.

В первой тематической группе содержатся материалы о проведенных сходах граждан и других событиях в населенных пунктах, в которых компактно проживают курды. Анализ материалов этой группы позволил выявить некоторые особенности взаимодействия в системе «местное (старожильческое) население – курды (переселенцы)».

Основные аспекты взаимодействия старожильческого и курдского населения относятся к бытовой сфере. Среди них (в скобках указано количество упоминаний в статьях): бесконтрольный выпас скота, потрава посевов (18 публикаций – 25,7 % от общего количества материалов); конфликты (15 публикаций – 21,4 %); несоблюдение общепринятых традиций и норм (8 публикаций – 11,4 %); неучастие в общественной жизни и производстве, но, при этом, потребление социальных пособий (11 публикаций – 15,7 %); незнание русского языка (7 публикаций – 10 %); неуважительное отношение к местному населению, вызывающее поведение курдской молодежи (11 публикаций – 15,7 %).

Рассмотрим подробнее то, как вышеназванные проблемы представлены в материалах «Дружбы». Нарушение правил выпаса скота представителями курдского населения и другие связанные с этим вопросы являются «больной» темой во взаимоотношениях бывших мигрантов и старожилов. Среди распространенных нарушений приводятся следующие: превышение допустимого количества голов скота, неупорядоченный выпас скота, выпас скота ночью на чужих полях, несоблюдение порядка содержания животных в частном секторе, нарушение правил забоя скота. Следует отметить, что эта проблема упоминается в статьях на протяжении всего анализируемого периода и сегодня так же актуальна, как и 15 лет назад. Как отмечается в материалах, выносимые предупреждения и штрафы не дают результата – нарушители не реагируют на замечания, штрафы оплачивают, но продолжают нарушать.

Скотоводство, традиционно игравшее важную роль в системе жизнеобеспечения курдов, и сегодня остается важной составляющей хозяйства представителей данного этноса. Подсобное хозяйство для подавляющего числа курдов района является основным источником дохода. Как следует из материалов газеты, лишь незначительная часть курдского населения занята на предприятиях и учреждениях. При этом они пользуются всеми полагающимися соответствующим категориям граждан социальными благами (детские пособия, пенсии и т.д.). Таким образом, создается ситуация, при которой курдское население потребляет значительный объем социальных пособий, не внося свой вклад в экономику района в виде налогов. Это вызывает недовольство старожильческого населения. Однако, на наш взгляд, решение этой проблемы лежит в плоскости налогового законодательства.

Несоблюдение курдским населением общепринятых традиций и норм, в отличие от предыдущей проблемы, является феноменом межкультурного взаимодействия. В статьях отмечается «пренебрежительное отношение к нормам поведения в обществе», «наплевательское отношение к нормам общественного порядка», что курды «не соблюдают правила совместного проживания», «многие неуважительно относятся к обычаям и традициям коренного населения». С этим тесно связана проблема неуважительного отношения к местному населению, а также вызывающего поведения курдской молодежи. В статьях неоднократно отмечается агрессивность молодежи курдской национальности, что приводит к конфликтам на различных мероприятиях (вечерах, дискотеках). Отчасти это связано с тем, что девушкам курдской национальности запрещается посещать любые мероприятия в вечернее время, а на юношей этот запрет не распространяется.

Крайними негативными проявлениями межэтнического взаимодействия являются конфликтные ситуации, возникающие между курдами и представителями других народов, проживающих в районе. Значительный общественный резонанс вызвала «массовая драка с применением предметов, используемых в качестве оружия, между лицами адыгской и курдской национальности» (7 января 2011 г. в с. Преображенском). 19 февраля 2011 г. «Дружба» сообщила о прошедшем под председательством Президента Адыгеи совместного заседания координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Адыгея и Совета безопасности, на котором было отмечено, что проживающая в Красногвардейском районе «многочисленная курдская диаспора является источником постоянных конфликтов», при этом «активное культивирование этнических особенностей, зачастую вступающих в противоречие с российским законодательством, было признано недопустимым» [2]. 6 сентября 2011 г. в с. Красногвардейском произошел «конфликт между молодежью русской и курдской национальности». Кроме того, ранее, в июле 2011 г., в с. Еленовском произошла массовая драка между представителями курдского этноса.

В целом, говоря об особенностях взаимодействия курдов и старожильческого населения необходимо отметить, что курдская этногруппа представляется сообществом, слабо интегрированным в общее социокультурное пространство района проживания. Замкнутость этногруппы, стремление к сохранению традиционного уклада жизни в новых условиях с одной стороны, и неспособность местной власти решить возникшие проблемы с другой, порождают определенные сложности в отношениях между курдами и принимающим сообществом. Одним из признаков затрудненности процесса интеграции также является отмечаемое в исследуемых материалах прессы плохое знание (или незнание) значительной частью курдского населения русского языка. Это усугубляется тем, что как справедливо отмечает А.Н. Соколова, «детям-курдам противоестественно говорить на чужом, плохо понимаемом для них языке… сужение языка в пространство родного дома или двора в этих условиях объективно невозможно» [3].

Вторая тематическая группа включает в себя материалы о работе различных ведомств и служб района, часто в форме интервью с их руководителями, а также информационные сообщения о состоявшихся совещаниях с участием представителей районной и республиканской власти. На основе анализа материалов этой группы нам удалось сделать определенные выводы об особенностях взаимодействия в системе «власть (закон) – курды».

Взаимодействие курдского населения и властных структур происходит в административно-правовой сфере. К основным аспектам этого взаимодействия относятся следующие (в скобках указано количество упоминаний в материалах): нарушение миграционного законодательства и паспортно-визового режима (25 публикаций – 35,7 %); нарушение закона об образовании (10 публикаций – 14,3 %); уклонение от службы в вооруженных силах (8 публикаций – 11,4 %); преступность в целом (10 публикаций – 14,3 %); нарушение санитарных требований и норм (6 публикаций – 8,6 %); неуважение к представителям власти (6 публикаций – 8,6 %); незаконное владение земельными участками (5 публикаций – 7,1 %).

Как следует из количественного анализа материалов, более чем в трети статей, в которых упомянуты курды, говорится об их незаконной миграции или о нарушениях паспортно-визового режима. Наиболее распространенные нарушения – это отсутствие российского гражданства и проживание без регистрации по месту жительства. Следует отметить, что эти проблемы упоминаются на протяжении всего анализируемого периода, однако в последние годы они потеряли остроту и отошли на второй план.

Тесно связанной с миграционными вопросами является проблема незаконного владения и использования курдами домовладений и земельных участков. Суть проблемы в том, что, как сообщается в статьях, лицами курдской национальности в нарушение существующего законодательства приобретались домовладения, а также «самовольно захватывались земельные участки». Нарушение законодательства состояло в том, что многие курды не являлись гражданами России и не могли должным образом оформить акты купли-продажи домов и земли. Как отмечает Т.М. Шовгенов, «по прибытии в Адыгею с 1988 г. курды приобретали домовладения по так называемым «ручным сделкам»: сделки купли-продажи заключались в простой письменной форме в присутствии свидетелей. Затем нотариусы не удостоверяли, а местные органы власти отказывались регистрировать эти сделки, ссылаясь на отсутствие у покупателей местной прописки. Позднее многие из курдов добились признания действительности сделок купли-продажи в отношении своих домовладений посредством решения суда. Но далеко не всегда это вело к признанию и оформлению права собственности» [4]. При этом, как и в случае с проблемой незаконной миграции, в статьях подчеркивается несовершенство соответствующего законодательства.

Уклонение от службы в вооруженных силах лицами курдской национальности является одной из проблем, не потерявших актуальности и сегодня. В материалах газеты отмечается, что «граждане курдской национальности делают все возможное, чтобы избежать службы в вооруженных силах РФ». Этому также способствует отсутствие российского гражданства и регистрации по месту жительства у части курдов, подлежащих призыву.

Одной из важных (и тревожных) тем, на которые обращается внимание в ряде статей, выступает связь роста преступности с увеличением численности курдского населения в районе. Отмечаются отдельные случаи краж, скупки краденого представителями курдского этноса. Однако, на наш взгляд, такие обобщения, как «контингент непрописанных граждан (курдской национальности) создает сложную криминогенную обстановку», «обострение криминогенной ситуации в связи с заселением курдов», «среди мигрантов нередки случаи преступлений и правонарушений» формируют еще одну грань негативного образа курдов района, не являясь при этом строго обоснованными (в статьях не приводятся конкретные аргументы и данные статистики, подтверждающие правильность данных обобщений).

Что касается частых нарушений представителями курдского населения санитарных требований и норм (антисанитарное состояние подворий, непринятие мер по уничтожению сорной растительности), то следует отметить, что эта проблема не является специфичной для курдов. Представители старожильческого населения также, к сожалению, часто привлекаются к уплате штрафов за подобные нарушения.

В отличие от рассмотренной выше проблемы нарушение закона об образовании отличает представителей курдского населения района. Суть нарушения в том, что, как отмечается в материалах, «в силу национальных обычаев» большинство девочек-курдянок 12-14 лет прекращают обучение в школе. Родители запрещают своим дочерям посещать школьные занятия, считая, что в таком возрасте девочкам нельзя учиться вместе с мальчиками. Таким образом, эта проблема высвечивает конфликт традиций курдов с правовыми реалиями России.

В целом, названные особенности взаимодействия курдского населения с представителями административных и правоохранительных структур свидетельствуют о том, что курды продолжают считать более важными регуляторами общественной жизни свои исторически сложившиеся обычаи и традиции. В ряде статей отмечается неуважение курдов к представителям закона, нежелание подчиняться их требованиям. Так, в статье за 2013 г. отмечается, что «на замечания административной комиссии и составление протоколов курдское население реагирует вызывающе, оскорбительно высказываясь в адрес комиссии». М.А. Ешев в своей статье также отмечает наличие ряда проблем в процессах политико-правовой адаптации курдской общности в Красногвардейском районе Адыгеи [5]. Все это свидетельствует о незавершенности процесса интеграции курдов в региональное сообщество.

К третьей тематической группе материалов были отнесены статьи на различные темы, касающиеся мероприятий и событий в жизни района. Если при рассмотрении первых двух групп мы говорили только о негативных явлениях, связанных с курдским населением, в третьей группе представлены и позитивные явления. Так, в двух статьях за 2013 г. приводится положительный опыт овощеводства представителей курдского этноса. Курды показаны умелыми хозяйственниками и хорошими работниками, знающими свое дело.

В нескольких материалах упоминается участие курдов в общественных мероприятиях. Так, в одной статье, посвященной празднованию годовщины основания одного из сел района, сообщается, что «курдская команда «Агры» приняла участие в футбольном турнире». В статье, повествующей о другом праздничном мероприятии, отмечается, что зрителям «запомнилось выступление ансамбля «Агры»».

Об «Агры» следует сказать подробнее. Это название общественной организации курдов Республики Адыгея, которая ведет достаточно активную деятельность по сплочению курдского сообщества. Представители «Агры» часто принимают участие в мероприятиях, посвященных решению различных проблем населения района. Однако, в большинстве случаев, эта общественная организация в материалах газеты подвергается критике. Так, в статьях говорится о том, что «общественная организация не оказывает должного влияния на (курдское) население», у нее «нет плана адаптации (курдов), работы с молодежью», «представители «Агры» обещали принять меры, но, как видим, слово не сдержали». В целом, деятельность этой организации практически не освещается в районных СМИ. Среди возможных причин этого следует отметить недостаточное внимание к деятельности «Агры» со стороны средств массовой информации и закрытость самой организации.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать следующие предварительные выводы.

Образ представителей курдского этноса, формируемый средствами массовой информации, в целом является негативным. Сами курды не проявляют активности заявлять о себе в прессе, практически не принимают участия в культурных мероприятиях, что могло бы обогатить представление о них, сложившееся у других этносов. Сохранение такого положения, на наш взгляд, может привести к ухудшению межэтнических отношений в районе компактного проживания курдов. Как справедливо отмечают З.А. Жаде и А.Ю. Шадже «процесс адаптации мигрантов представляется успешным только в случае взаимопонимания между мигрантами и коренными жителями. Необходимо понимать друг друга, уступать в чем-то, идти на компромисс, искать пути сохранения мира и стабильности в местах, где проживают мигранты» [6].

Сегодня, в эпоху глобальных информационных технологий средства массовой информации справедливо называют важнейшим инструментом управления различными конфликтами. СМИ могут в своих репортажах формировать мнение общества по любому вопросу, следовательно, создать определенный образ любого этноса и тем самым стабилизировать ситуацию в сфере межэтнических отношений или же, напротив, усилить напряженность в этих отношениях. На наш взгляд, журналистам российских средств массовой информации как представителям «четвертой власти» необходимо осознавать определенную степень ответственности за состояние межэтнических отношений, поскольку в этой сфере формирование толерантных установок, способности к диалогу является важнейшей задачей всех общественных институтов.

Примечания:

 

1. Всероссийская перепись населения 2010 года. Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 22.04.2015).

2. Президент Адыгеи провел совместное заседание координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Адыгея и Совета безопасности // Дружба. 2011. № 23-24 (7903-7904). С. 1.

3. Соколова А.Н. Процессы социально-культурной адаптации адыгейских курдов в фильме «Познать себя» // Визуальная антропология: российское поле: материалы конференции в рамках VI Московского международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник», 8-12 октября 2012 г. / ред. Е.В. Александров, Е.С. Данилко. М.: ИЭА РАН, 2012. С. 179.

4. Шовгенов Т.М. Экономические аспекты адаптации курдов в Адыгее // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2011. Вып. 4. С. 272.

5. Ешев М.А. Специфика политико-правовой адаптации курдов Республики Адыгея // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. М.: РОС, 2012. 1 Электрон. опт. диск (CD ROM).

           6. Жаде З.А., Шадже А.Ю. Социокультурная адаптация курдов в Республике Адыгея: социологический дискурс // Теория и практика общественного развития. 2012. № 10. С. 34.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Шаповаленко Александр Николаевич - Кандидат социологических наук, социолог Лаборатории этнокультурных проблем НИИ комплексных проблем АГУ, 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 208. shapovalen@yandex.ru

Shapovalenko Aleksandr Nikolaevich, Candidate of Sociological Sciences, Ethnic and Cultural Problems Laboratory of the Research Institute for Complex Problems at Adyghe State University, Sociologist

Яндекс.Метрика
© Адыгейский государственный университет. НИИ комплексных проблем.