УДК 33:37
ББК 65.497.4
З-38
РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Захарова Е.Н., Гисина О.Г.
Лаборатория региональных проблем социально-экономического развития
Аннотация. В работе представлен анализ различных подходов к понятию предпринимательского потенциала вуза; приведены ключевые особенности предпринимательского потенциала вуза; указаны отличия в предпринимательском потенциале двух типов организаций – вуза и предприятия; представлены составные элементы предпринимательского потенциала вуза: организационно-управленческий потенциал, финансовый, производственно-кадровый, научно-инновационный и маркетинговый потенциалы. Показана роль ключевых компетенций для вуза и алгоритм их формирования; указаны направления реализации предпринимательского потенциала вузов как фактора повышения их конкурентоспособности.
Ключевые слова: вуз, конкурентоспособность, предпринимательский потенциал, ключевые компетенции, механизмы реализации предпринимательского потенциала вуза.
THE ROLE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION BUSINESS POTENTIAL IN THE PROCESS OF ITS COMPETITIVENESS
Zakharova E.N., O.G. Gisina
Abstract. The paper analyses different approaches to the concept of university entrepreneurial potential. It gives the key features of the entrepreneurial potential of the university. The authors point out differences in the entrepreneurial potential of the two types of organizations - the university and the enterprise. They present the constituent elements of the university entrepreneurial potential: organizational and management capacity, financial, production and human resources, research and innovation and marketing potential. The scientific article reveals the role of university key competencies and the algorithm of their formation. It indicates the directions of the university entrepreneurial potential application as a factor of their competitiveness increasing.
Keywords: a higher educational institution, competitiveness, entrepreneurial potential, core competencies, the mechanisms of the university entrepreneurial potential application.
В современной экономике успешное развитие экономического субъекта является результатом рационального управления, основанного на использовании его конкурентных возможностей. Именно от этого зависит, насколько динамично данная организация будет развиваться. Следовательно, степень конкурентоспособности любой организации обусловлена наличием у нее соответствующего потенциала. Потенциал как экономическая категория представляет собой возможность и готовность экономических субъектов сосредоточить свои усилия на тех сферах деятельности, в которых у них имеются либо абсолютные, либо сравнительные преимущества. Что касается содержания экономической категории «потенциал», то его определяют следующие характеристики [1]:
− потенциал является динамической характеристикой и проявляется только в процессе его использования;
− использование потенциала должно сопровождаться ростом;
− процессы использования и наращивания потенциала являются непрерывными и дополняют друг друга.
Предпринимательский потенциал, по мнению О.Н. Булакиной, можно охарактеризовать как способность субъектов предпринимательства выпускать конкурентоспособные товары и услуги, удовлетворяющие существующие потребности, а также обеспечивать развитие производства посредством его организации, способствовать качественному и количественному росту потребления [2].
Необходимо отметить, что данная категория включает такой важнейший элемент как предпринимательские способности, которые подразумевают:
− проявление инициативы по соединению других ресурсов для производства товаров либо услуг;
− принятие решений по управлению предпринимательской структурой;
− внедрение инноваций путем совершенствования производства или производства нового вида продукции;
− несение ответственности за экономический риск, связанный со всеми вышеуказанными факторами.
Б.В. Салихов и В.О. Самойлов связывают предпринимательский потенциал с реальной возможностью деятельности, которая обеспечивает инновационное использование ограниченных ресурсов в целях создания требуемых личности и обществу ценностей [3]. В свою очередь, А.Ф. Московцев и А.С. Зябкин характеризуют данное понятие как «момент проявления максимальной предпринимательской активности» [4].
Ключевые особенности предпринимательского потенциала представлены в таблице 1.
Таблица 1
Важнейшие особенности предпринимательского потенциала [5]
Особенности |
Содержание |
Специфическое происхождение |
Осознанная потребность изменения и совершенствования предпринимательской среды и (или) своего внутреннего мира |
Многогранная основа |
Высокий уровень профессиональной компетентности, широкая область знаний, предпринимательский стиль мышления, духовность, нравственные ориентиры и этические ограничители |
Осознанная созидательная направленность |
Создание материальных и духовных ценностей, позволяющих удовлетворить общественные потребности |
Своеобразный механизм реализации |
Нестандартность принимаемых предпринимательских творческих решений, в основе которых лежит постоянная динамика и корректировка целей, поиск оптимальных вариантов их достижения, оценка соотношения целей, средств и результатов созидательной предпринимательской деятельности |
Преобразующая роль |
Изменение внешнего и внутреннего мира предпринимателя |
Наличие дополнительного эффекта |
Развитие творческих процессов во всей предпринимательской структуре и осуществление продуктивного творческого взаимодействия между членами предпринимательской структуры |
Носителями предпринимательского потенциала выступают индивидуальные и коллективные факторы, способные определять цели деятельности и имеющие необходимые ресурсы для ее достижения, либо внутренняя структурируемая совокупность индивидов (организация), обладающая ресурсами и целью функционирования.
Отметим, что общей у предприятия и современного вуза является необходимость получения доходов от собственной уставной деятельности за счет оптимизации имеющихся ресурсов, внедрения инноваций, функционирование как организации, использование технологий управления и менеджмента разных уровней. И предприятие, и вуз признаются и государством, и обществом, имеют легализованные реквизиты, активы, права собственности и обязанности; используют человеческие ресурсы для производства товаров и предоставления услуг в соответствии с требованиями общества; имеют свой собственный порядок организации труда с внутренними процедурами и иерархией [6].
Отличия заключаются в типе вырабатываемой продукции, назначении процедур управления и менеджмента, характеристике сотрудников, стиле руководства, критериях оценки деятельности. Данные обстоятельства демонстрируют отличия в предпринимательском потенциале этих двух типов организаций.
Предпринимательский потенциал вуза, по мнению С.А. Ракутько, является интегральной характеристикой, определяющей ее системные ресурсные возможности, и включает в себя совокупность материальных, нематериальных, финансовых, интеллектуальных, информационных, технологических, инновационных и других ресурсов, которые обеспечивают рост конкурентоспособности высшего учебного заведения [7].
М.В. Мищенко определяет предпринимательский потенциал вуза как совокупность его максимальных предпринимательских ресурсов и возможностей, инновационная реализация которых порождает системный эффект синергии взаимосодействия, обеспечивая возможность более эффективного управления деятельностью вуза в процессе взаимодействия с окружающей средой. При этом указанный автор следующим образом осуществляет декомпозицию элементов, образующих данное понятие (рисунок 1).
Рассмотрим указанные составные элементы предпринимательского потенциала вуза более подробно.
Управленческий потенциал, по мнению Ю.И. Мельника, выступает показателем реализации возможностей руководства организации в системе управленческой деятельности и, прежде всего, управленческих способностей [8].
Рисунок 1 – Декомпозиция понятия «предпринимательский потенциал вуза» [9]
Ю.С. Зенцова под управленческим потенциалом понимает возможности и способности решать задачи в области управления и организации деятельности сотрудников организации [10]. С.Л. Сайбель определяет рассматриваемую категорию как совокупность деловых и личностных качеств и возможностей руководителя, которые могут быть приведены в действие и использованы для решения управленческих задач и достижения поставленных целей организации [11].
О.Ф. Алехина под управленческим потенциалом организации, подразумевает совокупность теоретических знаний, практического опыта и индивидуальных особенностей работников, осуществляющих функции управления, выделяя следующие его составляющие [12]:
− уровень разделения управленческого труда;
− уровень общего и профессионального образования руководителей;
− система повышения квалификации;
− состояние психологического климата в коллективе;
− наличие коллективной системы ценностей;
− уровень доверия между руководителями и подчиненными;
− уровень доверия персонала руководству.
Ю.И. Мельник следующим образом интерпретирует систему элементов управленческого потенциала (рисунок 2). При этом отмеченные на рисунке элементы управленческого потенциала можно охарактеризовать следующим образом:
Рисунок 2 – Система элементов управленческого потенциала [13]
1.Управленческий опыт отражает весь накопленный опыт руководства и организационной деятельности.
2.Управленческая мотивация определяет особенности личностного резерва руководителя и отражает степень желания заниматься управленческой деятельностью.
3.Управленческая ориентировка иллюстрирует поведенческий аспект деятельности руководства, умение ориентироваться в управленческой среде и принимать соответствующие управленческие решения.
4.Управленческий продукт показывает уровень результативности в конкретной управленческой деятельности.
Управленческий потенциал охватывает такие важные факторы деятельности высших учебных заведений как система менеджмента, механизм принятия управленческих решений, профессионализм профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников.
Во многом с понятием «управленческий потенциал» коррелирует понятие «организационный потенциал». Отметим, что эффективное функционирование предпринимательской структуры во многом зависит от уровня организации его деятельности, совершенствование которой и достижение на этой основе высоких экономических результатов является одной из важнейших задач бизнеса.
Организационный потенциал, по мнению Т.И. Николаевой и С.Н. Лыкасовой, представляет собой способность использовать соответствующие методы выработки, принятия и реализации управленческих решений для организации системы анализа, планирования и контроля в организации [14]. Как отмечает Л.С. Ковальская, организационный потенциал выступает как понятие собирательное, включающее как организационно-вещественные факторы, так и отношения управления. Он представляет собой совокупность различных (растянутых во времени и пространстве) объективных и субъективных факторов, обеспечивающих реализацию поставленных задач [15].
Механизм формирования организационного потенциала включает несколько последовательных этапов. В каждом конкретном случае порядок их осуществления может различаться, но в общем виде он выглядит следующим образом (рисунок 3).
Организационный потенциал вуза, в обобщенном виде, характеризуется следующими параметрами:
− диверсификацией уровней образования и направлений научно-исследовательской деятельности;
− наличием опубликованной стратегии развития;
− уровнем информационной открытости, качеством и оперативностью предоставления информации;
− наличием инновационных образовательных программ, направлений научных разработок;
− способностью использовать внутренние резервы управленческих кадров и информационные технологии в управлении.
Инновационный потенциал вуза, отражающий как ресурсную, так и результативную составляющие деятельности высшего учебного заведения, является основой успешного сотрудничества с предприятиями реального и финансового секторов экономики, а также эффективного международного сотрудничества.
Рисунок 3 – Концептуальная схема формирования организационного потенциала
М.В. Герасимов и его соавторы определяют инновационный потенциал как систему, включающую капитал, собственные инновации, заемные инновации и проекты, взаимодействие которых направлено на эффективное развитие техники и технологии организационной системы [16]. В.Н. Фридлянов и К.Б. Лисин трактуют инновационный потенциал как совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей, которая способна обеспечить восприятие и реализацию новшеств [17]. А.В. Барышева под инновационным потенциалом понимает способность сферы НИОКР обеспечивать нововведениями процесс обновления организационного аппарата. При этом он определяется степенью развития технологической кооперации, состоянием приборно-инструментального парка, доступом к информации, системой управления [18]. Наконец, с точки зрения С.А. Медведевой, инновационный потенциал можно охарактеризовать как способность (возможность) организации с учетом воздействия внешней среды при достаточном (необходимом) ресурсном обеспечении получить собственный инновационный продукт в текущих конкурентных условиях [19].
Инновационный потенциал вуза в первую очередь характеризуют показатели, отражающие компетентность участников научно-исследовательской деятельности: качественный состав ППС; актуализация научной деятельности ППС (число публикаций и их цитируемость в ведущих журналах, отнесенные к единице приведенного штатного состава преподавателей и единице времени), эффективность работы аспирантуры (процент защитившихся в срок до трех лет после окончания аспирантуры); организационная активность в научно-исследовательской сфере (объем научных грантов, контрактов, договоров с внешними заказчиками на единицу приведенного штатного состава ППС и единицу времени); признанная результативность научно-исследовательской деятельности (число зарегистрированных открытий, патентов, сертифицированных разработок).
Вторым важным фактором, определяющим инновационный потенциал вуза, является его инфраструктура в части, ориентированной на инновационную деятельность, характеризуемая следующими параметрами: наличие в структуре вуза отраслевых (базовых) кафедр, решающих задачи обеспечения кадрами отраслей (процент отраслевых кафедр в структуре вуза); специализированные подразделения вне стандартной образовательной структуры, решающие задачи доведения инновационных идей до промышленных разработок (конструкторские бюро, студенческие научные общества, технопарки, бизнес-инкубаторы); эффективная информационная система (годовой трафик системы на одного человека, включая всех учащихся и сотрудников вуза).
Третьим фактором инновационного потенциала является стратегия развития вуза, его нацеленность на перспективные задачи. Оценочными параметрами этого компонента являются структура подготовки, принятая в вузе (доля инновационноемких образовательных программ), структура венчурного инвестирования проектов вуза (доля средств, направляемых на перспективные разработки), стратегические ориентиры, принятые коллективом вуза (оценка внутреннего климата) [20].
Что касается человеческой составляющей предпринимательского потенциала, то, по мнению М.В. Носковой, понятие «кадровый потенциал» отражает возможное участие каждого работника организации в ее деятельности с учётом его психофизиологических, личностных и профессиональных потенций, развивающихся в результате синергетического эффекта их взаимодействия [21].
При этом трудовой потенциал работника является исходной структурообразующей единицей кадрового потенциала вуза и включает как реализованные, так и нереализованные возможности человеческих ресурсов. При этом, по мнению ряда специалистов, трудовой потенциал отдельного работника обладает только качественными характеристиками и включает следующие элементы:
− психофизиологический потенциал (способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т. п.);
− квалификационный потенциал (объем, глубина и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обуславливающих способность работника к труду определенного содержания и сложности);
− личностный потенциал (уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда).
При оценке трудового потенциала работника следует анализировать соответствие требований, предъявляемых профессией, к уровню развития профессионально-важных качеств работника, которые обусловливают возможность его успешной деятельности и отражены на рисунке 4.
При этом Ю.Н. Зайцева и А.В. Федоров следующим образом разграничивают понятия «трудовой потенциал» и «кадровый потенциал». По их мнению, трудовой потенциал предстает как максимально возможное качество и количество труда, которое способен обеспечить коллектив организации при данном уровне научно-технического прогресса. В свою очередь, кадровый потенциал определяется как совокупная оценка профессиональных и личностных возможностей кадрового состава организации, в основе которой лежит изучение трудового потенциала работников [23].
Применительно к высшему учебному заведению, Т.А. Цинарева определяет кадровый потенциал как способность комплекса человеческих и вещественных ресурсов вуза обеспечивать достижение стоящих перед ним общественно значимых научных и образовательных целей. При этом указанный автор отмечает, что кадровый потенциал вуза отражает не только подготовленность преподавателей к выполнению своих функций в настоящий момент, но и совокупность их возможностей в долгосрочной перспективе – с учетом возраста, научной и педагогической квалификации, практического опыта, деловой активности, качества деятельности [24].
Рисунок 4 – Профессионально-важные качества работника как базис его трудового потенциала [22]
О.Б. Репкина к составляющим кадрового потенциала относит [25]:
− уровень специальных знаний коллектива и практический опыт исполнителей управленческих решений;
− психологическую совместимость и умение работать в команде;
− наличие в коллективе неформального лидера и мер дополнительного поощрения членов коллектива при достижении определенных результатов.
Особенностью вуза как организации является деятельность по подготовке резерва кадров, что позволяет успешно решать задачи кадрового планирования и кадрового обеспечения. В условиях рынка планирование и подбор кадров согласно их научному потенциалу и поставленным вузом целям является первостепенной задачей управления потенциалом высшего учебного заведения.
Касаясь сущности финансового потенциала, отметим, что, М.В. Карп и Е.М. Шабалин определяют финансовый потенциал как систему управления совокупностью всех финансовых ресурсов, которые могут быть использованы квалифицированным менеджментом в целях своевременного финансирования развития бизнеса. Он учитывает потенциальные финансовые возможности, оценку ресурсов для развития предприятия, степень самодостаточности и экономической устойчивости в конкурентной рыночной среде, квалификацию финансовых менеджеров и их заинтересованность в конечных результатах деятельности [26].
Схожую с вышеприведенной точку зрения высказывают Ю.Э. Слепухина и А.Ю. Казак, рассматривающие финансовый потенциал как способность организации управлять финансовыми ресурсами с целью обеспечения достаточного уровня финансовой устойчивости организации[27].
Финансовый потенциал высшего учебного заведения определяется способностью вуза к расширению финансовых и денежных потоки соразмерно с ростом образовательной и научно-исследовательской деятельности организации. При этом к ключевым характеристикам финансового потенциала вуза относят:
− величину доходов от образовательной и научной деятельности в расчете на одного сотрудника;
− величину доходов, получаемых от реализации продуктов интеллектуального труда на рынках услуг (научных, консультационных, маркетинговых и др.);
− объем финансирования из федерального, регионального и местного бюджетов;
− объем финансирования международными фондами и организациями.
Маркетинговый потенциал, по мнению Е.В. Попова, представляет собой совокупность средств и возможностей предприятия в реализации рыночной деятельности [28].
Маркетинговый потенциал характеризует способность организации:
− проводить маркетинговые исследования;
− осуществлять сегментацию рынков сбыта и позиционирование;
− изучать потребителей и конкурентов;
− исследовать окружающую среду своей деятельности;
− проводить рекламную компанию и т.д.
Реализация маркетингового потенциала вуза предполагает использование специфических подходов к продвижению услуг, оказываемых конкретным высшим учебным заведением, на образовательном рынке. В этой связи все большее число вузов используют стратегию интегрированных маркетинговых коммуникаций, позволяющую координировать все стимулирующие инструменты на базе использования современных информационных технологий. При этом практически все подразделения вуза включаются в общий план интегрированных коммуникаций, что обеспечивает не только прямую, но и обратную связь с потребителями образовательных услуг.
Таким образом, подводя итог проведенного анализа, отметим, что предпринимательский потенциал представляет собой не просто совокупность, а систему элементов, используемых комплексно. При этом предпринимательский потенциал выступает как определяющая величина эффекта от совместного использования основных видов ресурсов вуза, а каждый отдельный элемент данного потенциала обладает индивидуальной направленностью как фактор обеспечения конкурентоспособности учебной организации на рынке образовательных услуг.
Некоторые авторы, анализируя структуру ресурсного потенциала вуза, рассматривают данный потенциал как совокупность ресурсов, компетенций и целевых ориентиров высшего учебного заведения (рисунок 5).
В этой связи отметим, что под дефиницией «ключевые компетенции» понимаются оригинальные, особо эффективные специфические ресурсы, которые предприятие организация использует более умело по сравнению с конкурентами [29]. Посредством ключевых компетенций, которые служат условием недостижимых для конкурирующих структур экономических рент, выявляются конкурентные преимущества экономических субъектов.
Л. Фаэй и Р. Рэнделл понятие компетенции отождествляют с совокупностью технологий, процесса управления и способности организации к коллективному обучению [31].. Российские ученые В.С. Ефимов и И.А. Ханыкин под компетенцией подразумевают своего рода информационный ресурс, включающий в себя опыт, умения и знания об управлении организационными ресурсами и бизнес-процессами [32].
При этом ключевые компетенции вуза должны быть уникальными, иметь важность для потребителя, создавая максимальную долю приоритетной для покупателя части потребительной стоимости. В этой связи Р. Кох предлагает следующий алгоритм выявления ключевых компетенций организации [33]:
Рисунок 5 – Совокупность элементов предпринимательского потенциала вуза [30]
1.Составление перечня возможных ключевых компетенций.
2.Отказ от компетенций, не обладающих потенциалом обеспечения устойчивого конкурентного преимущества.
3.Определение ценности компетенций для организации и потребителей.
4.Определение уникальности компетенций.
5.Оценка вероятности копирования компетенций.
6.Прогнозирование эффективности использования потенциала компетенций.
7.Обсуждение целесообразности реализации оставшихся по результатам отбора компетенций.
Схематически эти шаги представлены на рисунке 6, из которого следует, что после реализации описанных этапов, а также определения базы ключевых компетенций (шаг 8) осуществляется определение стратегических намерений организации и разработка ее стратегии.
Отдельные ученые вводят такой тождественный вышеотмеченному термин как «ключевая способность». При этом условия постоянно трансформирующейся внешней среды обусловили появление теории динамических ключевых способностей, которые определяются в современной экономической науке с различных точек зрения:
− как результат способности организации к обучению;
− как способности к изменениям, когда гибкость является особой характеристикой организации;
− как способности к интегрированию, созданию и реконфигурации ресурсов для повышения их производительности;
− как способности изменять бизнес-процессы таким образом, чтобы синергетический эффект от совокупности имеющихся ресурсов был максимальным.
Рисунок 6 – Механизм выявления ключевых компетенций вуза [34]
Все приведенные понятия объединяет то, что с их помощью раскрываются исключительные ресурсы вуза, использование которых служит ключом к достижению конкурентного преимущества на рынке образовательных услуг.
Б. Кларк на основе исследования изменений в процессе управления деятельностью ряда европейских университетов выделил несколько основных элементов, определяющих предпринимательский потенциал вуза (рисунок 7).
В свою очередь, по мнению А.Г. Мокроносова и И.Н. Мавриной, предпринимательский потенциал вуза выступает как понятие синтезирующего характера, системно отражающее различные аспекты предпринимательства как многофункциональной социально-экономической категории и вбирающее в себя черты творческого, инновационного и коммерческого потенциалов (рисунок 8).
Рисунок 7 – Факторы, формирующие предпринимательский потенциал вуза [35]
Каждый из вышеперечисленных потенциалов интегрирует характеристики целого ряда ресурсных субпотенциалов: кадрового, информационного, материально-технического и др.
М.В. Мищенко следующим образом представляет структуру предпринимательского потенциала вузов и оценивает удельный вес составляющих его элементов (таблица 2).
Отметим, что в современных условиях выделяют три группы ограничений, препятствующих реализации предпринимательского потенциала вуза. Во-первых, это физические ограничения, порожденные редкостью ресурсов (финансовых, материальных, информационных). Во-вторых, технологические ограничения, отражающие уровень знаний и практического мастерства преподавателей, трансформирующих исходные ресурсы в конечный продукт вуза – образовательные услуги. Наконец, это ограничения, обусловленные институциональной структурой общества.
Рисунок 8 – Составляющие предпринимательского потенциала вуза [36]
Таблица 2
Структура предпринимательского потенциала вуза и удельный вес составляющих его элементов [37]
Групповые показатели |
Удел. вес |
Единичные показатели |
Удел. вес |
1 |
2 |
3 |
4 |
Организационно-управленческий потенциал (ОУП) |
0,33 |
Коэффициент объема предпринимательской деятельности вуза |
0,26 |
Коэффициент централизации орг. структуры вуза |
0,25 |
||
Коэффициент эффективности орг. структуры вуза |
0,25 |
||
Коэффициент экономичности структуры управления вуза |
0,24 |
||
Маркетинговый потенциал (МП) |
0,13 |
Коэффициент обновления ассортимента предпринимательских услуг вуза |
0,26 |
Коэффициент длины ассортимента предпринимательских услуг вуза |
0,25 |
||
Коэффициент уровня цен на предпринимательские услуги вуза |
0,25 |
||
Коэффициент развитости уровня филиальной сети |
0,24 |
||
|
Ресурсный потенциал (РП) |
Производственно-кадровый потенциал (ПКП) |
0,20 |
Коэффициент квалификации персонала |
0,32 |
Коэффициент мотивированности сотрудников к реализации предпринимательской деятельности вуза |
0,35 |
|||
Коэффициент вовлеченности персонала вуза в реализацию предпринимательской деятельности вуза |
0,33 |
|||
Финансово-экономический потенциал (ФЭП) |
0,27 |
Коэффициент текущей ликвидности вуза |
0,35 |
|
Коэффициент автономии |
0,32 |
|||
Коэффициент стоимости основных фондов, эксплуатируемых в процессе ПД вуза |
0,33 |
|||
Научно-инновационный потенциал (НИП) |
0,07 |
Коэффициент численности отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования |
0,13 |
|
Коэффициент среднегодового объема научных исследований на 1 ППС |
0,14 |
|||
Коэффициент численности аспирантов на 100 студентов контингента |
0,12 |
|||
Коэффициент численности аспирантов, защитивших диссертации не позднее, чем через год после окончания аспирантуры и докторантуры |
0,11 |
|||
Коэффициент заключения хозяйственных договоров |
0,24 |
|||
Коэффициент освоения грантов |
0,26 |
Механизмы реализации предпринимательского потенциала вуза, преодолевающие указанные ограничения, можно подразделить на организационные и самоорганизационные (рисунок 9).
К конкретным направлениям реализации предпринимательского потенциала высших учебных заведений как фактора повышения их конкурентоспособности можно отнести:
− формирование планов набора студентов и разработки образовательных программ с учетом прогнозных тенденций развития регионального рынка труда;
− организация двухуровневой системы подготовки специалистов (бакалавриат, магистратура);
− введение кредитной системы, дающей возможность студентам участвовать в формировании индивидуальных программ подготовки;
− развитие широкого спектра услуг дополнительного образования;
− организация специализированных подразделений по взаимодействию с работодателями;
Рисунок 9 – Механизмы реализации предпринимательского потенциала вуза
− вовлечение практических работников из профессиональной сферы в образовательный процесс;
− возможность продолжения образования, в том числе, с изменением профиля;
− предложение специализированных услуг по диагностике профессиональных наклонностей и развитию навыков планирования карьеры.
Таким образом, реализация предпринимательского потенциала вуза как фактора обеспечения конкурентоспособности образовательной организации подразумевает реализацию мероприятий по преодолению ресурсных ограничений в трех областях – генерации знаний, их доведения до студентов и преобразования знаний в практические способности обучающихся путем внедрения образовательных инноваций, преобразования внутренней среды вуза и процесса его взаимодействия с внешней средой.
Примечания:
1.Богомолова Е.В., Толстых Т.Н. Идентификация потенциала конкурентоспособности предпринимательских структур как резерва // Вестник ТГУ. 2011. № 12. С. 59.
2.Булакина О.С. Методика комплексной оценки предпринимательского потенциала муниципального образования // Известия ИГЭА. 2009. № 4. С. 63.
3.Салихов Б.В., Самойлов В.О. Частная собственность как социально-экономическая основа реализации предпринимательского потенциала // Финансы и кредит. 2006. № 15. С. 68.
4.Московцев А.Ф., Зябкин А.С. К вопросу о содержании категории предпринимательского потенциала // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2011. № 4. С. 99.
5.Шубаева В.Г. «Спящие» вулканы. Творческий потенциал предпринимательской структуры // Креативная экономика. 2007. № 8. С. 73.
6.Романовский А.А. Перспективы развития исследовательских и инновационных предпринимательских вузов // Освіта, менеджмент і бізнес: світовий вимір. 2011. № 2. С. 79.
7.Ракутько С.А. К проблеме оценки предпринимательского потенциала в контексте управления конкурентоспособностью вуза // Образование и наука 21 век – 2010: материалы Шестой междунар. науч.-практ. конф. София, 2010. С. 31.
8.Мельник Ю.И. Управленческий потенциал и профессионализм руководителя // Вестник карельского филиала СЗАГС в г. Петрозаводске – 2010: сб. науч. ст. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010. С. 59.
9.Мищенко М.В. Метод системной оценки эффективности использования предпринимательского потенциала вуза: автореф. дис. … канд. экон. наук. Владивосток, 2011. С. 9.
10.Зенцова Ю.С. Влияние краткосрочного социально-психологического тренинга на управленческий потенциал личности: дис. … канд. психол. наук. Казань, 2003. С. 42.
11.Сайбель С.А. Проблемы реализации управленческого потенциала руководителей среднего звена в промышленности: дис. … канд. социол. наук. Уфа, 1998. С. 24.
12.Алехина О.Ф. Факторный анализ формирования управленческого потенциала на промышленных предприятиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. № 4. С. 25-26.
13.Мельник Ю.И. Управленческий потенциал и профессионализм руководителя. // Вестник карельского филиала СЗАГС в г. Петрозаводске – 2010: сб. науч. ст. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010. С. 61.
14.Николаева Т.И., Лыкасова С.Н. Оценка ресурсного потенциала торговой организации // Управленец. 2011. № 9-10. С. 65.
15.Ковальская Л.С. Теоретические основы исследования потенциала региона // Культура народов Причерноморья. 2007. № 121. С. 47.
16.Герасимов В.В., Минина Л.С., Васильев А.В. Управление инновационным потенциалом производственных систем. Новосибирск: Новосибир. гос. архитектурно-строительный ун-т, 2003. С. 17.
17.Фридлянов В.Н., Лисин К.Б. Инновационный потенциал как фактор развития. URL: http: masters.donntu.edu.ua.
18.Барышева А.В. Инновации. М.: Дашков и К, 2008. С. 215.
19.Медведева С.А. Потенциал инноваций // Креативная экономики. 2010. № 10. С. 39.
20.Шевченко Д.А., Каплан Д.А Инновационный потенциал ВУЗа // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Сер. Управление. 2012. № 10. С. 87
21.Носкова М.В. Системный подход к «кадровому потенциалу» как экономической категории // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2009. № 11. С. 90-91.
22.Маклакова Е.А., Маклаков А.Г. Понятие «трудовой потенциал» и его основные характеристики // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2009. № 3. С. 61.
23.Зайцева Ю.Н., Федоров А.В. Методы оценки управленческого потенциала руководителей и роль центров оценки в современной организации // Управление человеческим потенциалом. 2010. № 2. С. 141.
24.Цинарева Т.А. Формирование педагогических команд как средство повышения кадрового потенциала вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2010. С. 9-10.
25.Репкина О.Б. Формирование экономического потенциала предпринимательских организаций на основе совершенствования системы управления // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2011. № 6. С. 93.
26.Карп М.В., Шабалин Е.М. Оценка финансового состояния предприятия на основе его финансового потенциала // Вестник Университета. 2012. № 3. С. 127.
27.Слепухина Ю.Э., Казак А.Ю. Финансовый потенциал страховой организации // Известия Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 4. С. 177.
28.Попов Е.В. Рыночный потенциал предприятия. М.: Экономика, 2002. С. 75.
29.Прахалад К., Хамел Г. Ключевая компетенция корпорации // Вестник СПбГУ. Сер. Менеджмент. 2003. Вып. 3. С. 27.
30.Мокроносов А.Г., Долженкова Е.В., Маврина И.Н. Предпринимательство как вектор стратегического развития вуза // Образование и наука. 2011. № 10. С. 34.
31.Фаэй Л., Рэнделл Р.М. Создание ключевых компетенций и их использование // Курс МВА по стратегическому менеджменту. М.: Альпина Паблишер, 2002. С. 357.
32.
33.Кох Р. Стратегия. М.: Эксмо, 2007. С. 72-73.
34.Лапыгин Ю.Н., Гаврилова В.А. Система инструментов построения инновационной стратегии университета // Экономика региона. 2007. № 15. С. 26.
35.Составлено по: Васильева И.В. Количественное измерение предпринимательской культуры как составной части предпринимательского потенциала вуза // Вестник Омского университета. 2011. № 3. С. 321.
36.Мокроносов А.Г., Маврина А.Н. Развитие предпринимательства в стратегическом управлении автономным вузом // Дискуссия. 2012. № 11. С. 61.
37.Мищенко М.В. Метод системной оценки эффективности использования предпринимательского потенциала вуза: автореф. дис. … канд. экон. наук. Владивосток, 2011. С. 13.
Захарова Е.Н., доктор экономических наук, профессор, экономист лаборатории региональных проблем социально-экономического развития, профессор кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ,
Zakharova E.N., Doctor of Economics, Professor, Economics and Management Department of Adyghe State University, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Гисина О.Г., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, анализа и управления Новороссийкого филиала Московского экономико-гуманитарного института, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. "> Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
Gisina O.G., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economics, Analysis and Management Department, Novorossisk Affiliate of Moscow Institute of Economics and Humanities, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .