УДК 316.614

ББК 60.524.56

Е 96

 

Ешев М.А.

Лаборатория этнокультурных проблем НИИ комплексных проблем АГУ

 

ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

И ПАТРИОТИЗМА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

 СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы формирования национальной идентичности и патриотизма в российском обществе. В работе отмечается, что российская идентичность и патриотизм нацелены на консолидацию общества, выступая основными интегративными началами. Делается вывод о том, что формирование общей идентичности и патриотизма будет способствовать закреплению и развитию понятий «гражданская нация», «россияне».

Ключевые слова: консолидация, идентификация, интеграция, национальная идентичность, патриотизм, патриотическое сознание, россияне.

 

Eshev M.A.

Laboratory of ethnic and cultural problems of Scientific Research Institute of complex Problems of Adyghe State University

 

FORMATION OF THE RUSSIAN IDENTITY AND PATRIOTISM AS AN ACTUAL PROBLEM OF MODERN RUSSIA

Abstract The article is devoted to the analysis of a problem of formation of national identity and patriotism in the Russian society. It is marked, that the Russian identity and patriotism are aimed at consolidation of a society, acting as the integrative base. The conclusion that formation of the general identity and patriotism will promote fastening and development of concepts «the civil nation », «Russians» is done.

Keywords: consolidation, identification, integration, national identity, patriotism, patriotic consciousness, Russians.

 

Формирование российской идентичности и патриотичности граждан представляется одной из актуальных проблем современной России. Нелинейный, а во многих общественных сферах кризисный характер развития постсоветского государства предполагает поиск и конструирование качественно новых моделей консолидации социума. Без сплочения поликультурного российского общества сложно надеяться на позитивное развитие социально-политической и экономической сфер жизнедеятельности государства. Как отмечает коллектив авторитетных авторов, отсутствие общей идентичности россиян становится одним из важнейших факторов нестабильности [1].

Становление российской идентичности и патриотизма играет значимую роль в вопросах сохранения целостности государства, укрепления солидарности граждан, стабилизации общественной жизни и духовно-нравственного оздоровления нации. В этой связи особую актуальность приобретает решение задач, связанных с формированием общенациональной российской идентичности, нацеленной на интеграцию мультикультурного населения России и решение ряда первоочередных задач. М.К. Горшков справедливо отмечает, что «на глобальном уровне сохранение российской идентичности способствует успешному интегрированию России в мировое сообщество и ее позиционированию на международной арене. На личностном же – утверждению жизненных ориентиров, формированию чувства защищенности в рамках «своего» общества, подавлению тревоги и фрустрации» [2].

В современной России необходимым является сохранение и развитие как русской культуры, так и этнокультурного плюрализма иных народов, населяющих наше государство. Поликультурность социума предполагает возможность конструктивного и мирного коммуникационного взаимодействия и общежития различных народностей на условиях толерантности, межкультурного диалога, гражданственности. Формирование российской идентичности может выступать основной предпосылкой укрепления государственности и консолидации общества в процессе модернизации России.

Между тем, добиться сформированности российской идентичности, ее закрепления в общественном сознании невозможно без учета развития патриотичности общества. Выступая базисом российской идентичности, патриотизм нацелен на становление и утверждение собирательного образа «мы – россияне», способного объединить все общество России независимо от этнической и конфессиональной принадлежности.

В общественном сознании сохраняется тенденция восприятия патриотизма как «эмоционального отношения (любви) к своей Родине». Данную тенденцию подтверждают и конкретные социологические исследования. Результаты опроса, проведенного в июне 2010 г. Социологическим центром РАГС при Президенте РФ, свидетельствуют о том, что у россиян понятие патриотизма ассоциируется, прежде всего, с любовью к Родине (70,5%), преданностью своей стране, уважением к истории страны и памяти прошлых поколений (58,1%), готовностью к самопожертвованию ради своей страны (34,6%) [3].

Данные исследования, проведенного автором в студенческой среде Республики Адыгея, также подтверждают традиционное понимание патриотизма. Значительная часть респондентов (40%) определяют патриотизм исключительно как чувство любви к Родине. Для каждого четвертого студента патриотизм – это гордость за свое Отечество. Еще 16% выбирают ответ: «уважение культуры, истории страны»; 15% – «любовь к своей семье, к родному краю» и всего для 4% патриотизм – «любовь к народу».

Приведенные показатели наглядно демонстрируют классическое восприятие патриотизма в массовом сознании через эмоциональное отношение к своей Родине. Следует отметить, что государство и его население становятся политической формой Родины – объектом проявления патриотизма в целом. Воспитывая позитивное восприятие своей страны, у человека может формироваться чувство принадлежности к определенной государственно-национальной общности. Благодаря подобной идентификации патриотизм объединяет отдельных людей, социальные группы, этносы, развивая общественную солидарность. В данном аспекте патриотизм представляется одной из важнейших составляющих общенациональных идей, объединяющих на духовной основе самые различные народы. Его потенциал может способствовать интеграции российского общества и восприятию в общественном сознании понятий «российская идентичность», «российская нация».

Выше нами отмечалось, что российская идентичность и патриотизм нацелены на сохранение целостности нашего государства, но сегодня эти термины не будут иметь особого смысла или их возможности будут сильно ограничены без признания наличия самой российской нации. Ведь понятие «гражданская нация», под которым понимается все население России, обладающее общим самосознанием и общими элементами культуры, не получает должного осмысления на общественном уровне. В данном аспекте представляется целесообразным обратиться к высказыванию Владимира Римского, согласно которому: «мы даже не можем понять, как себя называть. Термин «россияне» не прижился. На бытовом уровне никто себя так не называет. А другого термина, который мог бы его заменить, нет, - замечает Римский. К сожалению это так. У нас нет ощущения, что все мы сегодня живет вместе только потому, что жить поодиночке или малыми группами малоэффективно. Более того, мы даже не можем представить, что способны жить и развиваться вместе без серьезных конфликтов». В числе главных проблем, препятствующих формированию национальной и гражданской идентичности, а также патриотичности Римский В.Л. отмечает раздробленность, деление на группы, чаще всего по этническому признаку [4].

Российская идентичность и патриотизм ставят своей задачей сплочение общества на принципах равноправия граждан вне зависимости от их этнической и конфессиональной принадлежности. Формирование патриотичности как основы консолидации общества предполагает утверждение «вертикальной» солидарности – приверженность личности к стране; к народу, в общем смысле слова, без дифференциации на «своих» и «чужих». В нем нет акцента на многие ценности, скрепляющие именно этническую общность. Также «вертикальную» консолидацию и солидарность общества предполагает и процесс становления российской идентичности.

Национальная идентичность предполагает отождествление индивида с определенным идентификационным пространством государства, политическим и культурно-историческим сообществом, выступая наиболее универсальным способом объединения всего населения. Тем не менее, в российском социуме, особенно в таких регионах, как Северный Кавказ, на уровне общественного сознания приоритет остается за этнической, а не национальной идентичностью [5]. Более того в процессе наших аудиторных занятий со студентами, мы лишний раз получаем подтверждение того, что идентификация себя с россиянами сильно уступает самоидентификации с определенной этногруппой (русский, адыг, армянин и т.д.) Вследствие чего, можно говорить о том, что значительная часть молодого поколения не соотносит себя с конструктивным собирательным образом «мы – россияне».

Однако практика общественной жизни наглядно демонстрирует необходимость стабилизации межэтнических коммуникаций на основе развития национальной идентичности на основе чувства патриотизма современного общества. При этом важно, чтобы процесс формирования российской идентичности предполагал не дифференциацию различных форм идентичностей (этнических, региональных, конфессиональных и др.), а их интеграцию. Взаимодействие различных форм идентичностей предполагает сохранение этническое, религиозное и расовое разнообразия. В таком случае можно будет говорить об успешности формирования российской идентичности как основы консолидации общества.

Следовательно, одной из основных задач национальной политики российского государства становится создание адекватной и адаптированной к соответствующим элементам российской национальной культуры и национальных культур составляющих Россию народов эмоционально-культурной среды. В данном аспекте актуальным остается вопрос о сохранении этнической исключительности народов, населяющих поликультурную Россию, в том числе вопросы этнической идентичности и патриотизма как этноинтегрирующего компонента. Другими словами, формирование российской идентичности и патриотического сознания в условиях поликультурного общества должно носить надэтнический характер. Позитивное развитие процессов национальной идентификации социума, фундированных на чувстве российского патриотизма, предоставит возможность представителям различных вероисповеданий, этнокультур по праву называть себя россиянами, ибо у них единая Родина – Россия.

Примечания

1. Жаде З., Куква Е., Ляушева С., Шадже А. Российская идентичность на Северном Кавказе / под общ. ред. А.Ю. Шадже. – М.; Майкоп: Социально-гуманитарные знания: Качество, 2010. С. 10.

2. Горшков М.К. Российская идентичность в контексте западноевропейской культуры // Власть. 2013. № 1. С. 10.

3. Покида А.Н. Специфика патриотических чувств россиян // Власть. 2010. № 12. С. 125.

4. Петров В.К. Патриотизм и идеология в России: между прошлым и будущим. URL: http://www.lawinrussia.ru/node/290079 (дата обращения 11.11.2014).

5. Денисова Г.С., Жаде З.А., Клименко Л.В. Особенности региональной идентичности этнических групп населения Республики Адыгея // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 3. С. 70-77.

_________________________________________________________________________

Ешев Марат Альбекович, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права и политологии Адыгейского государственного университета, социолого лаборатории этнокультурных проблем НИИ комплексных проблем АГУ; тел.: 8-928-465-75-10; E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  
Яндекс.Метрика
© Адыгейский государственный университет. НИИ комплексных проблем.