УДК 796:61
ББК 75.091
Х 16
Хакунова М.М.1, Ахтаов Р.А.2
Центр «Здоровье» НИИ комплексных проблем АГУ1
Факультет социальных технологий и туризма АГУ2
Экспресс-диагностика состояния систем организма студентов АГУ при помощи автомотизированной диагностической системы «АМСАТ-КОВЕРТ»
Аннотация: Для решения задач донозологического контроля в АГУ было произведено обследование студентов при помощи автоматизированной диагностической системы «АМСАТ-КОВЕРТ», позволяющей осуществлять экспресс-диагностику состояния систем организма человека с одновременной количественной оценкой интегрального показателя и функционального состояния здоровья. Определено влияние степени эмоционального напряжения на вегетативную нервную систему. Вместе с оценкой состояния организма выведен показатель степени риска, являющийся интегративным показателем отклонений от нормы обследуемого в цифровом и графическом изображении.
Ключевые слова: Обследование, автоматизированная диагностическая система «АМСАТ-КОВЕРТ», диагностика, вегетативная нервная система, степень эмоционального напряжения.
Hakunova М.М.1, Ahtaov R.А.2
Express diagnostics of the state of students’ organism at
by using the automated diagnostic hardware-software system “AMSAT- COVERT»
Abstract. Inspection of students was made to solve problems of donozological control at
Keywords: The inspection, the automated diagnostic hardware-software system “AMSAT Covert”, diagnostics, vegetative nervous system, degree of an emotional pressure.
Важнейшая проблема современной медицины – определение начального звена патологического процесса и установление причинно- следственной связи. Особенно актуальна диагностика состояния организма человека непосредственно предшествующих возникновений клинической картины заболеваний – функциональных (донозологических) состояний на грани нормы и патологии, при которых еще возможны обратимые изменения [2,3].
Современные медицинские технологии идут по пути совершенствования как системных, так и морфологических методов диагностики. Выявление патоморфологических нарушений даже на молекулярном уровне обычно не дает ответа о пусковом механизме (причине) развития этих процессов в организме. Это означает, что факт обнаружения самых начальных, локальных «микроструктурных» нарушений всегда является следствием, морфологической реакцией на сбой в работе совокупных компенсаторно-приспособительных механизмов на уровне организма. В дальнейшем эти «микроструктурные» нарушения могут становиться основой развития клинических форм заболеваний и при нозологическом подходе рассматриваются в качестве причины болезни. Возникает противоречие между необходимостью располагать объективной информацией о состоянии здоровья обучающихся и ее отсутствием в связи с отсутствием знаний о технологии ее получения[10].
Распознавание и оценка донозологических состояний (донозологическая диагностика) позволяет выявление самых начальных отклонений в состоянии здоровья и прогнозирования возможных патологических изменений.[1,2,3,4]. Закон «Об Образовании» №273ФЗ от 29.12.20012г. в статье 41 также отмечает, что охрана здоровья обучающихся включает в себя «прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризацию;» [5].
Для решения задач донозологического контроля научно-практическим центром «Здоровье», основанном на базе Адыгейского Государственного университета был использован программный комплекс «АМСАТ – КОВЕРТ», позволяющий осуществлять экспресс-диагностику состояния систем организма человека с одновременной количественной оценкой интегрального показателя здоровья и функционального состояния организма, а также степени напряжения регуляторных систем и влияние их на вегетативную нервную систему.
.Основным принципом работы АПК АМСАТ-КОВЕРТ является измерение электрических параметров биологически активных зон кожи, несущих информацию о состоянии взаимосвязанных с ними органов и тканевых систем. Весь процесс измерения занимает от 30-ти секунд до 3-х минут.
Компьютерная система объединят простоту и доступность с точностью и подробностью проводимого анализа. Для измерения электрических параметров используются 22 отведения от 6 электродов на теле испытуемого (в области лба, ладонях и стопах). Результаты измерений анализируются и преобразуются в текстовую и графическую информацию. Графические изображения в виде фантомов отображают состояние функциональных систем. Каждый фантом разделен на зоны, окрашенные в различные цвета, в зависимости от функционального состояния (от нормы до патологии). Анализ уровней электрических потенциалов позволяет получить информацию о типе реактивности, тонусе вегетативной нервной системы, потенциальных органах- мишенях, нарушении лимфодинамики и т.д.
Под контролем системы «АМСАТ-КОВЕРТ» можно не только определить функциональное состояние организма до лечения, но и корректировать методику в процессе лечения или коррекции, а также анализировать полученный результат.
Программа имеет сервисные функции для ведения электронной истории болезни, амбулаторной карты и другой отчетный материал.
Воздействующий на пациента тест-сигнал абсолютно безопасен для его здоровья. Диалоговый режим позволяет верифицировать результаты анализа.
В основе биоэлектрического анализа – измерение электропроводности биологической среды человека при прохождении через нее электрического тока. Важная характеристика тока - поиск пути наименьшего сопротивления. Этот путь лежит через жидкости организма - кровь и лимфу. Соответственно, электрическое сопротивление должно быть связано с процессом диффузии, происходящим внутри кожи.
При анализе органов и систем организма наблюдается уровень физиологического состояния, проявляющийся: в физиологическом оптимуме, гиперфункциональных и гипофункциональных нарушениях. Степень этих нарушений имеет соответствующие качественные и количественные отображения в шкале функционального состояния. Программа автоматически производит расчет данных от 0 до 100у.е.
По результатам измерения выделяется пять уровней:
1 уровень – физиологический оптимум, в цифровом отображении соответствует от 0 до + 20, от 0 до -20.
2 уровень – умеренные гиперфункциональнын нарушения от +20 до +60.
3 уровень – умеренные гипофункциональные нарушения от -20 до -60.
4 уровень – выраженные гиперфункциональные нарушения от +60 до +100
5 уровень – выраженные гипофункциональные нарушения от - 60 до -100
Аппарат включает для рассмотрения следующие системы организма: сердечно-сосудистая система (ССС), перефирические нервно- сосудистые пучки (ПНП), бронхо-легочная (БЛ), молочные железы (МЖ), желудочно-кишечный тракт (ЖКТ), моче-половая система (МПС), ЛОР-органы (ЛОР), органы зрения (ОЗ), эндокринная (ЭС), кроветворения (СК), крупные суставы конечностей (КСК), позвоночник (ПС).
По этой программе было обследовано 549 студентов разных факультетов с 1 по 4 курсы. Данные компьтерно-програмного комплекса «АМСАТ-КОВЕРТ» показали, что количество студентов обучающихся в АГУ, у которых анализ систем, соответствует физиологической норме, составляет 45% от общего числа обследованных. Соответственно, количество студентов с функциональными отклонениями выявлено у 55% обучающихся, т.е. больше половины студентов имеют отклонения в системах организма в той или иной степени. При этом наибольший процент отклонений приходится в основном на ЛОР органы, органы зрения и эндокринную систему, в частности щитовидную железу. Причем, отклонения по этим трем системам наблюдаются, чаще всего, комплексно. Так, из 55% студентов, имеющих функциональные отклонения, по трем вышеперечисленным системам отклонения обнаруживаются у 36% обучающихся. Необходимо также отметить, что, процентное количество студентов, с функциональными отклонениями, уменьшается от 1 курса к 4 курсу. На 1 курсе оно составляет 59%; на 2курсе – 56%; на 3курсе – 50%; меньше всего на 4 курсе – 48%. При этом, процент студентов по курсам, имеющих отклонения по вышеперечисленным трем системам, в основном, не меняется и, варьирует от 36% на 1 и 2 курсах, на 3курсе -37% и на 4 – 35% (табл.1)
Наиболее высокий уровень функциональных отклонений на первом курсе, вероятно, свидетельствует о сложностях, связанных с периодом адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе. Остающийся неизменным на всех курсах процент студентов с отклонениями по трем системам свидетельствует о высокой психоэмоциональной напряженности. Такой вывод позволяют сделать функциональные отклонения, наблюдаемые в щитовидной железе, которая является, своего рода, индикатором экзогенных изменений на психоэмоциональном уровне деятельности человека в регуляции среда-организм. А первыми воспринимают и подвергаются эмоциональным и информационным перегрузкам органы чувств (органы зрения и лобные пазухи ЛОР органов). Отклонения в системах организма могут являться также следствием определенного образа жизни студентов.
Таблица 1- Распределение студентов АГУ соответствующих физиологической норме и имеющих функциональные отклонения
курс |
Кол-во обслед. студ. |
Кол-во студ% имющих физ.норму |
Кол-во студ% имеющих функц.откл |
Кол-во студ% имеющих откл по3 системам |
1 |
242 |
41% |
59% |
36% |
2 |
144 |
45% |
56% |
36% |
3 |
74 |
50% |
50% |
37% |
4 |
89 |
53% |
48% |
35% |
Всего |
549 |
45% |
55% |
36% |
Нашего внимания по результатам диагностики заслуживают данные в блоке «оценка состояния», которая является дополнительной информацией показателей состояния организма:
- степень эмоционального напряжения;
- общее состояние вегетативной нервной системы.
Вместе с оценкой состояния организма выводится показатель степени риска, являющийся интегративным показателем отклонений от нормы обследуемого в цифровом и графическом изображении. Степень риска представлена пятью стадиями, где первая приближена к норме и по степени убывания нормы возрастает степень риска.
Вегетативной нервной системе принадлежит интегрирующая роль в регуляции обменных процессов и непрерывной ее настройке на постоянно меняющийся ритм, что требует связей с деятельностью различных органов и систем, в том числе и со степенью эмоционального напряжения.
Из числа обследованных выявлено 11% практически здоровых людей, состояния организма этих студентов соответствует физиологическому оптимуму, имеет 1 и 2 степени эмоционального напряжения и эутотонию тонуса вегетативной нервной системы (табл2)
Во вторую группу риска попали 47%, но данная группа не однородна. При рассмотрении их следует подразделить на подгруппы.
Первая из них, состоящая из 32% обследованных по функциональным показателям ближе к тем, кто входит в 1 группу риска: их тип состояния соответствует физиологическому оптимуму или умеренным гиперфункциональным нарушениям, имеют 1 и 2 степени эмоционального напряжения, состояние вегетативной нервной системы определяется, как эутотония или умеренная симпатикотония, т.е приближены к норме.
Таблица 2 - Распределение студентов на группы по степени соответствия
Группы риска |
Кол. обсл. |
Характерологические особенности |
Оценка состояния |
1 |
11% |
Эутотония тонуса ВНС, 1,2степень эмоционального .напряжения |
Физиологический оптимум (ФО) |
2(1) |
32% |
Эутотoния, умеренная сим-патикотония ВНС, 1,2степень эмоционального напряжения
|
ФО, умеренные гипер- функциональные нарушения |
2(2) |
15%
|
Умеренная парасимпатикото- ния ВНС 3 астеническая отрицательная эмоция, 4 степень эмоциональ- ного напряжения - невроз |
ФО, умеренные гипер-и гипофункциональные нарушения |
3 |
35% |
Умеренная и выраженная сим- патикотония ВНС, умеренная парасимпатикотония ВНС, 3 астеничесуая отрицательная эмоция, Изменения в системах |
Умеренные и выраженные гиперфункциональные нарушения Умеренные гипофунк-циональные нарушения |
4 |
5% |
Умеренная и выраженная пара- симпатикотония ВНС, дисрегуляция тонуса, 4степень эмоционольного нап- ряжения - невроз |
Выраженные гипер- и гипофункциональные нарушения |
Вторая подгруппа вбирает 15% респондентов, которые по типу функционального состояния, также соответствуют физиологическому оптимуму, или умеренным гипер- и гипофункциональным нарушениям, но нарушения проявляются в увеличении степени эмоционального напряжения – это 3 астеническая отрицательная эмоция и 4 – невроз, с преобладанием умеренной парасимпатикотонии;
- из числа респондентов 35% испытуемых вошли в третью группу риска, которые кроме нарушений в состоянии вегетативной нервной системы или степени эмоционального напряжения имеют изменения в одной или нескольких функциональных системах организма;
- выявлено, что имеют выраженные гипер- и гипофункциональные нарушения одной и более систем, с выраженной парасимпатикотонией или дисрегуляцией тонуса, характерных для 4 степени эмоционального напряжения с диагностированием «невроз», всего 5% обследованных.
Взаимовлияние и взаимосвязь степени эмоционального напряжения и вегетативной нервной системы анализировалась Г.И.Косицким и соответствует оценке состояния организма, заложенном в принципе работы автоматизированной диагностической системы «АМАСАТ-КОВЕРТ». Электрическая активность коры большого мозга характеризуется появлением десинхронизации (активации). Значительно растет умственная работоспособность, повышаются тонус и сила скелетных мышц, увеличиваются потребление кислорода и уровень энергетического обмена. Величина этих сдвигов соответствует характеру задачи, возникшей перед организмом, что способствует наилучшему ее выполнению. Средства и силы организма расходуются при этом экономно, и степень изменения физиологических функций более или менее точно соответствует потребностям организма. Это состояние «адекватной мобилизации» соответствует 1 степени эмоционального напряжения – внимание, мобилизация, активность (ВМА). Она зависит от объема, плотности и экстенсивности поступающей и подлежащей переработке информации, от семантической значимости информации, характера кодирования, наличия требуемых программ реализации этой информации. Состояние ВМА, возникающее периодически, является фактором, тренирующим организм и повышающим его резистентность к действию неблагоприятных факторов. Здесь нет расточительной для организма избыточной мобилизации ресурсов, характерной для второй степени напряжения. В ситуации «адекватного напряжения» наблюдается эутотония вегетативной нервной системы. В нашем случае подобные характеристики имеют обследованные, которые попали в первую группу риска.
Если анализ ситуации, совершающийся на уровне подсознания, и величин дефицита исходных ресурсов организма показывает, что мобилизация ресурсов, возникшая при I степени напряжения (ВМА), для достижения цели недостаточна, то уже на уровне подсознания формируется программа, включающая II степень напряжения. В отличие от ВМА, мобилизация ресурсов при этом происходит не избирательно (экономно, целесообразно), а бурно. Механизм включения любой фазы степени напряжения срабатывает в десятки миллисекунд, в которые происходят оценка значимости поступившей информации, необходимых и имеющихся в покое исходных ресурсов организма и составление программы ответной реакции. При такой степени напряжения эутотония тонуса вегетативной нервной системы смещается в сторону симпатических предпочтений. Исследованные, в этом случае попадают во вторую группу риска.
Если предварительный (оценочный) анализ ситуации, который предпринимается уже на уровне подсознания, покажет, что величина исходных ресурсов организма для данной цели крайне недостаточна и мобилизация ресурсов в данной ситуации практически бесполезна, то в подсознании формируется программа, включающая астеническую отрицательную эмоцию – 3 степень напряжения. Состояние вегетативной нервной системы при этом может быть представлена умеренной и выраженной симпатикотонией или умеренной парасимпатикотонией – третья группа риска. Таким образом, третья степень напряжения возникает как своеобразная защитная реакция в чрезвычайной ситуации, ответ на которую требует ресурсов, намного превосходящих любые возможности организма. Состояния, обозначаемые термином «невроз», что характеризуется 4 степенью напряжения, настолько многообразны, сложны, противоречивы, что четкое определение их представляет некоторые трудности. Изучение высшей нервной деятельности позволило И. П. Павлову выявить условия появления экспериментальных неврозов и характер, связанных с ними расстройств состояния нервной системы и поведения. И. П. Павлов пришел к выводу, что неврозы вызываются следующими причинами:
- перенапряжением процесса возбуждения;
- перенапряжением тормозного процесса;
-«ошибкой» (столкновением процессов возбуждения и торможения в пунктах коркового представительства условных и безусловных раздражителей) [6,7].
Вероятно поэтому у студентов, имеющих 4 степень напряжения, т.е невроз, состояние вегетативной нервной системы было представлено умеренной и выраженной парасимпатикотонией и они попали в 4 группу риска.
Наблюдающееся ухудшение состояния здоровья студентов требуют комплекса мероприятий по снятию психоэмоционального напряжения, а также предупреждению, выявлению и лечению заболеваний.
Негативными последствиями недостаточного внимания к проблемам здоровья студентов АГУ могут стать:
- дальнейшее снижение уровня здоровья участников образовательного процесса;
- снижение качества подготовки специалистов и уровень их конкурентоспособности на рынке труда.
Сложности заключаются еще и в том, что высшее профессиональное образование занимает последнюю ступеньку в структуре общественного воспитания личности, являясь важнейшим институтом формирования образованной, квалифицированной, культурной и интеллектуальной элиты государства. Отсюда вытекает необходимость создания таких условий, отвечающих требованиям укрепления и сохранения здоровья в процессе учебы, которые, прежде всего, могли формировать культуру здоровья субъектов образовательного процесса на основе осознания здоровья, как ценности; формировать мотивацию здорового образа жизни; обучать студентов знаниям, умениям и навыкам здорового образа жизни, что в последующем улучшит качество жизни, повысит качество подготовки специалистов и уровень их конкурентоспособности в дальнейшем на рынке труда.
ЛИТЕРАТУРА :
1. Агаджанян Н.А., Труханов А.И, Адаптационная медицина: эколого-физиологические подходы и новые технологии в оценке здоровья //Материалы У111 Международной конференции «Современные технологии восстановительной медицины. Асвомед – 2005», Сочи -2005. С.1-5.
2. Бойцов С.А., Шупенин С.Н., Парцерняк С.А. Донозологическая диагностика в общетерапевтической практике //Новые Санки-Петербургские врачебные ведомости -2001. -№1 –С. 19-24.
3. .Казначеев В.П., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. Л.Медицина, 1980. -208с.
4. Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии //Валеология -1996. - №4. – 75-82. .
5. Закон РФ “Об образовании» № 273ФЗ от 29.12.2012г.
6. Косицкий Г.И., Смирнов В.М. Нервная система и стресс. — М.( 1970).
7. Косицкий Г.И. Физиологическая теория эмоций //Лекции по клинической физиологии. — М., 1974. — С. 162.
8. Наздрачев А.Д., Щербатых Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы //Физиология человека. – 2001. - №4. .
9. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. – М., 1998. – 267с.
10. Хакунова М.М. Диагностика функционального состояния студентов АГУ и распределение их на группы для занятий по физической культуре при помощи компъютерно-програмного комплекса «АМСАТ-КОВЕРТ». // Создание условий в учебных заведениях высшего профессионального образования, обеспечивающих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни. /Межвузовская научно-практическая конференция г.Шахты, 20-21декабря 2007г. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. 47-48с.
11. Хакунова М.М. Здоровьесберегающие технологии в процессе занятий по физической культуре студентов на примере Адыгейского Государственного университета. //Физическая культура, спорт и туризм в Южном федеральном округе: состояние, тенденции, перспективы. /Сборник материалов У научно-практической конференции 14-16 октября 2005г. – Ставрополь: Сервисшкола, 2005. 93-95с.
12. Антистрессорные реакции и активационная терапия, ИМЕДИС, Москва,
13. Патологическая физиология, МЕДпресс-информ, Москва,
14. Регуляторные системы организма человека, ДРОФА, Москва,
15.Спортивная медицина, Москва,
__________________________________________________________________________
Хакунова Мира Меджидовна (Hakunova Mira Medzidovna), кандидат педагогических наук, доцент, зам.зав.лаборатории мониторинга состояния здоровья центра «3доровье» НИИ комплексных проблем АГУ, e-mail. MIRA-0156@mail.ru
Ахтаов Руслан Ахмедович (Ahtaov Ruslan Ahmedovich), кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета социальных технологий и туризма, e-mail. rus-ahtaov@yandex.ru