УДК 796:61

ББК 75.091

Х 16

 

Хакунова М.М.1, Ахтаов Р.А.2

Центр «Здоровье» НИИ комплексных проблем АГУ1

Факультет социальных технологий и туризма АГУ2

 

Экспресс-диагностика состояния систем организма студентов АГУ при помощи автомотизированной диагностической системы «АМСАТ-КОВЕРТ»

Аннотация: Для решения задач донозологического контроля в АГУ было произведено обследование студентов при помощи автоматизированной диагностической системы «АМСАТ-КОВЕРТ»,  позволяющей осуществлять экспресс-диагностику состояния систем организма человека с одновременной количественной оценкой интегрального показателя и функционального состояния здоровья. Определено влияние степени эмоционального напряжения на вегетативную нервную систему. Вместе с оценкой состояния организма выведен показатель степени риска, являющийся интегративным показателем отклонений от нормы обследуемого в цифровом и графическом изображении.

Ключевые слова: Обследование, автоматизированная диагностическая система «АМСАТ-КОВЕРТ», диагностика, вегетативная нервная система, степень эмоционального напряжения.

 

Hakunova М.М.1, Ahtaov R.А.2

Express diagnostics of the state of students’ organism at Adyghe State University

by using the automated diagnostic hardware-software system “AMSAT- COVERT»

Abstract. Inspection of students was made to solve problems of donozological control at Adyghe State University by using the automated diagnostic hardware-software system “AMSAT Covert”, intended for clinical and physiological diagnosis of the functional state of the human organism and health on the basis of topical express assessment of current electrical characteristics of the reflexogenic biologically active zones of the skin. Influence of degree of an emotional pressure on vegetative nervous system is defined. The exponent of risk which is an integrative indicator of aberrations of the surveyed in digital and graphic representation is defined along with an assessment of the state of the organism.

Keywords: The inspection, the automated diagnostic hardware-software system “AMSAT Covert”, diagnostics, vegetative nervous system, degree of an emotional pressure.

Важнейшая проблема современной медицины – определение начального звена патологического процесса и установление причинно- следственной связи. Особенно актуальна диагностика состояния  организма человека непосредственно предшествующих возникновений клинической картины заболеваний – функциональных (донозологических) состояний на грани нормы и патологии, при которых еще возможны обратимые изменения [2,3].

Современные медицинские технологии идут по пути совершенствования как системных, так и морфологических методов диагностики. Выявление патоморфологических нарушений даже на молекулярном уровне обычно не дает ответа о пусковом механизме (причине) развития этих процессов в организме. Это означает, что факт обнаружения самых начальных, локальных «микроструктурных» нарушений всегда является следствием, морфологической реакцией на сбой в работе совокупных компенсаторно-приспособительных механизмов на уровне организма. В дальнейшем эти «микроструктурные» нарушения могут становиться основой развития клинических форм заболеваний и при нозологическом подходе рассматриваются в качестве причины болезни. Возникает противоречие между необходимостью располагать объективной информацией о состоянии здоровья обучающихся и ее отсутствием в связи с отсутствием знаний о технологии ее получения[10].

Распознавание и оценка донозологических состояний (донозологическая диагностика) позволяет выявление самых начальных отклонений в состоянии здоровья и прогнозирования возможных патологических изменений.[1,2,3,4]. Закон «Об Образовании» №273ФЗ от 29.12.20012г. в статье 41 также отмечает, что охрана здоровья обучающихся включает в себя «прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризацию;» [5].

 Для решения задач донозологического контроля научно-практическим центром «Здоровье», основанном на базе Адыгейского Государственного университета был использован программный комплекс «АМСАТ – КОВЕРТ», позволяющий осуществлять экспресс-диагностику состояния систем организма человека с одновременной количественной оценкой интегрального показателя здоровья и функционального состояния организма, а также степени напряжения регуляторных систем и влияние их на вегетативную нервную систему.

.Основным принципом работы АПК АМСАТ-КОВЕРТ является измерение электрических параметров биологически активных зон кожи, несущих информацию о состоянии взаимосвязанных с ними органов и тканевых систем. Весь процесс измерения  занимает от 30-ти секунд до 3-х минут.

Компьютерная система объединят простоту и доступность с точностью и подробностью проводимого анализа. Для измерения электрических параметров используются 22 отведения от 6 электродов на теле испытуемого (в области лба, ладонях и стопах). Результаты измерений анализируются и преобразуются в текстовую и графическую информацию. Графические изображения в виде фантомов отображают состояние  функциональных систем. Каждый фантом разделен на зоны, окрашенные в различные цвета, в зависимости от функционального состояния (от нормы до патологии). Анализ уровней электрических потенциалов позволяет получить информацию о типе реактивности, тонусе вегетативной нервной системы, потенциальных органах- мишенях, нарушении лимфодинамики и т.д.

 Под контролем системы «АМСАТ-КОВЕРТ» можно не только определить функциональное состояние организма до лечения, но и корректировать методику в процессе лечения или коррекции, а также  анализировать полученный результат.

Программа имеет сервисные функции для ведения электронной истории болезни, амбулаторной карты и другой отчетный материал.

Воздействующий на пациента тест-сигнал абсолютно безопасен для его здоровья. Диалоговый режим позволяет верифицировать результаты анализа.

 В основе биоэлектрического анализа – измерение электропроводности биологической среды человека при прохождении через нее электрического тока. Важная характеристика тока - поиск пути наименьшего сопротивления. Этот путь лежит через жидкости организма - кровь и лимфу. Соответственно, электрическое сопротивление должно быть связано с процессом диффузии, происходящим внутри кожи.

При анализе  органов и систем организма наблюдается уровень физиологического состояния, проявляющийся: в физиологическом оптимуме, гиперфункциональных и гипофункциональных нарушениях. Степень этих нарушений имеет соответствующие качественные и количественные отображения в шкале функционального состояния. Программа автоматически производит расчет данных от 0 до 100у.е.

По результатам измерения выделяется пять уровней:

1 уровень – физиологический оптимум, в цифровом отображении соответствует от 0 до + 20, от 0 до -20.

2 уровень – умеренные гиперфункциональнын нарушения от +20 до +60.

3 уровень – умеренные гипофункциональные нарушения от -20 до -60.

4  уровень – выраженные гиперфункциональные нарушения от +60 до +100

5 уровень – выраженные гипофункциональные нарушения от - 60 до -100

Аппарат включает для рассмотрения следующие системы организма: сердечно-сосудистая система (ССС),  перефирические нервно- сосудистые пучки (ПНП), бронхо-легочная (БЛ), молочные железы (МЖ),  желудочно-кишечный тракт (ЖКТ), моче-половая система (МПС), ЛОР-органы (ЛОР),  органы зрения (ОЗ), эндокринная (ЭС), кроветворения (СК), крупные суставы конечностей (КСК), позвоночник (ПС).

По этой программе было обследовано 549 студентов разных факультетов с 1 по 4 курсы. Данные компьтерно-програмного комплекса «АМСАТ-КОВЕРТ» показали, что количество студентов обучающихся в АГУ, у которых анализ систем, соответствует физиологической норме,  составляет 45% от общего числа обследованных. Соответственно, количество студентов с функциональными отклонениями   выявлено у 55% обучающихся, т.е. больше половины студентов имеют отклонения в системах организма в той или иной степени. При этом наибольший процент отклонений приходится в основном на ЛОР органы, органы зрения и эндокринную систему, в частности щитовидную железу. Причем, отклонения по этим трем системам наблюдаются, чаще всего, комплексно. Так, из 55% студентов, имеющих функциональные отклонения, по трем вышеперечисленным системам отклонения обнаруживаются у 36% обучающихся. Необходимо также  отметить, что, процентное количество студентов, с функциональными  отклонениями, уменьшается от 1 курса к 4 курсу.  На 1 курсе оно составляет 59%; на 2курсе – 56%; на 3курсе – 50%; меньше всего на 4 курсе – 48%. При этом, процент студентов по курсам, имеющих отклонения по вышеперечисленным трем системам, в основном, не меняется и, варьирует от 36% на 1 и 2 курсах, на 3курсе -37% и на 4 – 35% (табл.1)

Наиболее высокий уровень функциональных отклонений  на первом курсе, вероятно, свидетельствует о сложностях, связанных с периодом адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе. Остающийся неизменным на всех курсах процент студентов с отклонениями по трем системам  свидетельствует о высокой психоэмоциональной напряженности. Такой вывод позволяют сделать функциональные отклонения,  наблюдаемые в щитовидной железе, которая является, своего рода, индикатором экзогенных изменений на психоэмоциональном уровне деятельности человека в регуляции среда-организм. А первыми воспринимают и подвергаются эмоциональным и информационным перегрузкам органы чувств (органы зрения и лобные пазухи ЛОР органов). Отклонения  в системах организма могут являться также следствием определенного образа жизни студентов.

Таблица 1- Распределение студентов АГУ соответствующих физиологической норме и имеющих функциональные отклонения

     курс

Кол-во обслед. студ.

Кол-во  студ% имющих физ.норму

Кол-во студ% имеющих функц.откл 

Кол-во студ% имеющих откл по3 системам

1

242

41%

59%

36%

2

144

45%

56%

36%

3

74

50%

50%

37%

4

89

53%

48%

35%

 Всего

549

45%

55%

36%

Нашего внимания по результатам диагностики заслуживают данные в блоке «оценка состояния», которая является дополнительной информацией показателей состояния организма:

- степень эмоционального напряжения;

- общее состояние вегетативной нервной системы.

Вместе с оценкой состояния организма выводится показатель степени риска, являющийся интегративным показателем отклонений от нормы обследуемого в цифровом и графическом изображении. Степень риска представлена пятью стадиями, где первая приближена к норме и по степени убывания нормы возрастает степень риска.

Вегетативной нервной системе принадлежит интегрирующая роль в регуляции обменных процессов и непрерывной ее настройке на постоянно меняющийся ритм, что требует связей с деятельностью различных органов и систем, в том числе и со степенью эмоционального напряжения.

Из числа обследованных выявлено 11% практически здоровых людей,  состояния организма этих студентов соответствует физиологическому оптимуму, имеет 1 и 2 степени эмоционального напряжения и эутотонию тонуса вегетативной нервной системы (табл2)

Во вторую группу риска попали 47%, но данная группа не однородна. При  рассмотрении их следует подразделить на подгруппы.

Первая из них, состоящая из 32% обследованных  по функциональным показателям ближе к тем, кто входит в 1 группу риска: их тип состояния соответствует физиологическому оптимуму или умеренным гиперфункциональным нарушениям, имеют 1 и 2 степени эмоционального напряжения,  состояние вегетативной нервной системы определяется, как эутотония или умеренная симпатикотония, т.е приближены к норме.

Таблица 2 - Распределение студентов на группы по степени соответствия

Группы

риска

Кол.

обсл.

Характерологические особенности

Оценка состояния

1

11%

Эутотония тонуса ВНС, 1,2степень эмоционального .напряжения

Физиологический оптимум (ФО)

2(1)

32%

Эутотoния, умеренная сим-патикотония ВНС, 1,2степень эмоционального напряжения

 

ФО, умеренные гипер-

функциональные нарушения

2(2)

15%

         

Умеренная парасимпатикото-

ния ВНС

3 астеническая отрицательная

эмоция, 4 степень эмоциональ-

ного напряжения - невроз

ФО, умеренные гипер-и гипофункциональные нарушения

3

35%

Умеренная и выраженная сим-

патикотония ВНС, умеренная

парасимпатикотония ВНС,

 3 астеничесуая отрицательная эмоция,

Изменения в системах

Умеренные и выраженные гиперфункциональные нарушения

Умеренные гипофунк-циональные нарушения

4

5%

Умеренная и выраженная пара-

симпатикотония ВНС,

дисрегуляция тонуса,

4степень эмоционольного нап-

ряжения - невроз

Выраженные гипер- и гипофункциональные  нарушения

Вторая подгруппа вбирает 15% респондентов, которые по типу функционального состояния, также соответствуют физиологическому оптимуму, или умеренным гипер- и гипофункциональным нарушениям, но нарушения проявляются в увеличении степени эмоционального напряжения – это 3 астеническая отрицательная эмоция и 4 – невроз, с преобладанием умеренной парасимпатикотонии;

- из числа респондентов 35% испытуемых вошли в третью группу риска, которые кроме нарушений в состоянии вегетативной нервной системы или степени эмоционального напряжения имеют изменения в одной или нескольких функциональных системах организма;

- выявлено, что имеют выраженные гипер- и гипофункциональные нарушения одной и более систем, с выраженной парасимпатикотонией или дисрегуляцией тонуса, характерных для 4 степени эмоционального напряжения с диагностированием  «невроз»,  всего 5% обследованных.

Взаимовлияние и взаимосвязь степени эмоционального напряжения и вегетативной нервной системы анализировалась Г.И.Косицким и соответствует оценке состояния организма, заложенном в принципе работы автоматизированной диагностической системы «АМАСАТ-КОВЕРТ». Электрическая активность коры большого мозга характеризуется появлением десинхронизации (активации). Значительно растет умственная работоспособность, повышаются тонус и сила скелетных мышц, увеличиваются потребление кислорода и уровень энергетического обмена.   Величина этих сдвигов соответствует характеру задачи, возникшей перед организмом, что способствует наилучшему ее выполнению. Средства и силы организма расходуются при этом экономно, и степень изменения физиологических функций более или менее точно соответствует потребностям организма. Это состояние «адекватной мобилизации» соответствует 1 степени эмоционального напряжения – внимание, мобилизация, активность (ВМА).  Она зависит от объема, плотности и экстенсивности поступающей и подлежащей переработке информации, от семантической значимости информации, характера кодирования, наличия требуемых программ реализации этой информации.   Состояние ВМА, возникающее периодически, является фактором, тренирующим организм и повышающим его резистентность к действию неблагоприятных факторов. Здесь нет расточительной для организма избыточной мобилизации ресурсов, характерной для второй степени напряжения. В ситуации «адекватного напряжения» наблюдается эутотония вегетативной нервной системы. В нашем случае подобные характеристики имеют обследованные, которые попали в первую группу риска.

Если анализ ситуации, совершающийся на уровне подсознания, и величин дефицита исходных ресурсов организма показывает, что мобилизация ресурсов, возникшая при I степени напряжения (ВМА), для достижения цели недостаточна, то уже на уровне подсознания формируется программа, включающая  II степень напряжения. В отличие от ВМА, мобилизация ресурсов при этом происходит не избирательно (экономно, целесообразно), а бурно. Механизм включения любой фазы степени напряжения срабатывает в десятки миллисекунд, в которые происходят оценка значимости поступившей информации, необходимых и имеющихся в покое исходных ресурсов организма и составление программы ответной реакции.  При такой степени напряжения эутотония тонуса вегетативной нервной системы смещается в сторону симпатических предпочтений. Исследованные, в этом случае попадают во вторую группу риска.

Если предварительный (оценочный) анализ ситуации, который предпринимается уже на уровне подсознания, покажет, что величина исходных ресурсов организма для данной цели крайне недостаточна и мобилизация ресурсов в данной ситуации практически бесполезна, то в подсознании  формируется программа, включающая астеническую отрицательную эмоцию – 3 степень напряжения. Состояние вегетативной нервной системы при этом может быть представлена умеренной и выраженной симпатикотонией или умеренной парасимпатикотонией – третья группа риска. Таким образом,  третья степень напряжения возникает как своеобразная защитная реакция в чрезвычайной ситуации, ответ на которую требует ресурсов, намного превосходящих любые возможности организма. Состояния, обозначаемые термином «невроз», что характеризуется 4 степенью напряжения, настолько многообразны, сложны, противоречивы, что четкое определение их представляет некоторые трудности. Изучение высшей нервной деятельности позволило И. П. Павлову выявить условия появления экспериментальных неврозов и характер, связанных с ними расстройств состояния нервной системы и поведения. И. П. Павлов пришел к выводу, что неврозы вызываются следующими причинами:

- перенапряжением процесса возбуждения;

- перенапряжением тормозного процесса;

-«ошибкой» (столкновением процессов возбуждения и торможения в пунктах коркового представительства условных и безусловных раздражителей) [6,7].

Вероятно поэтому у студентов, имеющих 4 степень напряжения, т.е невроз,  состояние  вегетативной нервной системы было представлено умеренной и выраженной парасимпатикотонией и они попали в 4 группу риска.

Наблюдающееся ухудшение состояния здоровья студентов требуют комплекса мероприятий по снятию психоэмоционального напряжения, а также предупреждению, выявлению и лечению заболеваний. 

Негативными последствиями недостаточного внимания к проблемам здоровья студентов АГУ могут стать:

- дальнейшее снижение уровня здоровья участников образовательного процесса;

- снижение качества подготовки специалистов и уровень их конкурентоспособности на рынке труда.

Сложности заключаются еще и в том, что высшее профессиональное образование занимает последнюю ступеньку в структуре общественного воспитания личности, являясь важнейшим институтом формирования образованной, квалифицированной, культурной и интеллектуальной элиты государства. Отсюда вытекает необходимость создания таких условий, отвечающих требованиям укрепления и сохранения здоровья в процессе учебы, которые, прежде всего, могли формировать культуру здоровья субъектов образовательного процесса на основе осознания здоровья, как ценности; формировать мотивацию здорового образа жизни; обучать студентов знаниям, умениям и навыкам здорового образа жизни, что в последующем улучшит качество жизни, повысит качество подготовки специалистов и уровень их конкурентоспособности в дальнейшем на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА :

1. Агаджанян Н.А., Труханов А.И, Адаптационная медицина: эколого-физиологические подходы и новые технологии в оценке здоровья //Материалы У111 Международной конференции «Современные технологии восстановительной медицины. Асвомед – 2005», Сочи -2005. С.1-5.

2. Бойцов С.А., Шупенин С.Н., Парцерняк С.А. Донозологическая диагностика в общетерапевтической практике //Новые Санки-Петербургские врачебные ведомости -2001. -№1 –С. 19-24.

3. .Казначеев В.П., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. Л.Медицина, 1980. -208с.

4. Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии //Валеология -1996. - №4. – 75-82. . 

5. Закон  РФ “Об образовании» № 273ФЗ от 29.12.2012г.

6. Косицкий Г.И., Смирнов В.М. Нервная система и стресс. — М.( 1970).

7. Косицкий Г.И. Физиологическая теория эмоций //Лекции по клинической физиологии. — М., 1974. — С. 162.

8. Наздрачев А.Д., Щербатых Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы //Физиология человека. – 2001. - №4. .

9. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. – М., 1998. – 267с.

10. Хакунова М.М. Диагностика функционального состояния студентов АГУ и распределение их на группы для занятий по физической культуре при помощи компъютерно-програмного комплекса «АМСАТ-КОВЕРТ». //  Создание условий в учебных заведениях высшего профессионального образования, обеспечивающих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни. /Межвузовская научно-практическая конференция г.Шахты, 20-21декабря 2007г. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. 47-48с.

11. Хакунова М.М. Здоровьесберегающие технологии в процессе занятий по физической культуре студентов на примере Адыгейского Государственного университета. //Физическая культура, спорт и туризм в Южном федеральном округе: состояние, тенденции, перспективы. /Сборник материалов У научно-практической конференции 14-16 октября 2005г. – Ставрополь: Сервисшкола, 2005. 93-95с.

12. Антистрессорные реакции и активационная терапия, ИМЕДИС, Москва, 1998 г.

13. Патологическая физиология, МЕДпресс-информ, Москва, 2006 г

14. Регуляторные системы организма человека, ДРОФА, Москва, 2003 г

15.Спортивная медицина, Москва, 2004 г

__________________________________________________________________________

Хакунова Мира Меджидовна (Hakunova Mira Medzidovna), кандидат педагогических наук, доцент,  зам.зав.лаборатории мониторинга состояния здоровья центра «3доровье» НИИ комплексных проблем АГУ, e-mail. MIRA-0156@mail.ru

Ахтаов Руслан Ахмедович (Ahtaov Ruslan Ahmedovich),  кандидат педагогических наук, доцент,  декан факультета социальных технологий и туризма, e-mail. rus-ahtaov@yandex.ru

Яндекс.Метрика
© Адыгейский государственный университет. НИИ комплексных проблем.