УДК 159.9: 316.6

ББК 88.5

Ц 41

Цергой Т.А.

Центр социально-психологических проблем

НИИ комплексных проблем Адыгейского государственного университета

 

Психологическая безопасность личности в субъективных ощущениях современных студентов

Аннотация. В статье обосновывается актуальность обеспечения безопасности личности в свете гуманистической парадигмы развития общества. Характеризуются типичные для современного общества внешние и внутренние угрозы безопасности личности. Приводятся ведущие субъективные факторы психологической безопасности личности.

Ключевые слова: психологическая безопасность личности, факторы и угрозы безопасности личности, корреляция между уровнями физической и психологической безопасности личности.

Annotation. The article settles down the actuality of human's safety from the point of the humanistic developing of the society. The article explains and characterizes external and internal typical threats disturbing a person in the modern society. It provides the main subjective factors of psychological security of a person.

Key-words: psychological security of an individuality; factors and problems of threatening to a person, correlation between the levels of psychological and physical safety of a person.

Потребность в психологической безопасности относится к категории базовых потребностей человека (А. Маслоу), удовлетворение которых является важнейшим условием комфортности жизнедеятельности личности. Понятие психологической безопасности характеризует состояние защищенности психики от негативных факторов, удовлетворенности качеством жизни в настоящем и уверенности в будущем [2, 4]. Данное состояние способствует формированию адекватной ориентировочной основы социального поведения человека, конструктивных отношений к миру и к себе, его сохранность и целостность как развивающегося социального субъекта [2, 4, 5]. Таким образом, обеспечение психологической безопасности имеет важнейшее значение, как для отдельной личности, так и для общества в целом.

В настоящее время обеспечение психологической безопасности личности вышло в разряд актуальных социальных проблем. Ключевой причиной этого является увеличение количества и интенсивности воздействий на человека различного рода угроз. К внешним в данном контексте угрозам относятся: объективная сложность окружающего мира, затрудняющая его познание, нарастание темпов информатизации общества, значительное снижение контроля за достоверностью информации и пр. Внутренними угрозами, в значительной степени обусловленными вышеназванными внешними факторами, являются: повышенная восприимчивость человека к психологическим воздействиям и его неспособность критически воспринимать и оценивать информацию, разрушение духовно-нравственных основ жизнедеятельности современного общества, снижение объема реального общения и замещение его общением виртуальным, следствием чего становится неспособность адекватно оценивать людей, их поступки и намерения [1, 2, 3, 5, 6, 7].

С точки зрения обеспечения психологической безопасности личности основную группу риска составляет современная молодежь, не обладающая достаточным жизненным опытом, целостной системой ценностных ориентаций, необходимым для адекватного восприятия информации объемом знаний и т. п. Для исправления сложившегося положения первым шагом, на наш взгляд, является исследование актуального уровня осведомленности молодежи в области сущности и факторов психологической безопасности личности. С целью проведения такого исследования была разработана анкета, включающая 18 вопросов закрытого и открытого типа. Вопросы касались представлений и ощущений студентов, связанных с психологической безопасностью личности при взаимодействии с разными группами социального окружения (родственниками и друзьями, посторонними людьми, преподавателями и сокурсниками) и в разных условиях (на улице и в транспорте, дома и на природе, в университете).

В анкетировании приняли участие 100 студентов 1-4 курсов десяти факультетов Адыгейского государственного университета. Анализ их ответов позволяет заключить следующее.

Большинство респондентов (80%) имеют правильное представление о сути психологической безопасности, связывая ее с чувством защищенности, обусловленным внутренними и внешними факторами. К внутренним, или субъективным факторам они относят: отсутствие страхов и фобий (16%), гармонию внутреннего и внешнего мира личности (12%), способность противостоять психологическому давлению (20%) и невосприимчивость к нему (16%), а также знание своих прав и обязанностей (18%) и пр. В числе внешних (объективных) факторов были названы: отсутствие негативной информации (40%), отсутствие психологического давления и навязывания чужого мнения (36%), доброжелательные межличностные отношения (20%) и др.) Главным показателем психологической безопасности, по мнению студентов, выступает «отсутствие стресса» (60%). Достаточное количество названных внутренних факторов свидетельствует о том, что студенты понимают: от них самих существенно зависит обеспечение личной психологической безопасности.

Респондентам было предложено оценить по 10-балльной шкале их ощущение собственной психологической безопасности. Расчет среднего арифметического по выборке (х) и стандартного отклонения (σ) позволил получить интервал самооценки психологической безопасности, который составил 5,87±2,73. В соответствии с принятой шкалой, это можно отнести к среднему уровню.

Дифференциация угроз по месту их «локализации» показывает, что дома и в университете студенты опасаются, преимущественно, коммуникативных угроз психологической безопасности личности. К таким угрозам они относят: конфликты с родными и близкими (16%), с педагогами и однокурсниками (24%), неуважение и предвзятость со стороны преподавателей (20%). На улице (особенно в ночное время) и в местах массового скопления народа опасения вызывают, прежде всего, угрозы физической безопасности: возможная агрессия окружающих, физическое насилие (68%). Примечательно, что никто не выразил опасения, что ими, как частью толпы, могут манипулировать, то есть, наносить урон психологической безопасности. Это свидетельствует о недостаточной осведомленности молодежи относительно информационных угроз современного мира. 

Респондентам было предложено указать, каким образом за последние три года изменилась ситуация с психологической безопасностью общества – как в целом, так и по отдельным факторам. 42,8% опрошенных указали на стабильность оцениваемой ситуации, 25,4% – на ее ухудшение, остальные – на улучшение. При этом практически не изменившимися (то есть, по прежнему являющимися значимыми) факторами безопасности были названы умение держать себя в руках и способность избегать конфликтов (по 8%), объем информации об уровне преступности в обществе и количестве несчастных случаев (по 8%) (последнее, на наш взгляд, актуализирует проблему информационных угроз психологической безопасности личности). Ухудшение ситуации было отмечено по следующим пунктам: агрессия и грубость окружающих (28%), обилие стрессогенной информации, способствующей нагнетанию в обществе страхов, пропаганда безнравственности, снижение интеллектуального уровня граждан (по 36%). Повысились же, по мнению студентов, показатели взаимопомощи, поддержки близких (8%) и стрессоустойчивость людей (16%).

Отдельный вопрос касался мнения студентов о наиболее мощных угрозах их психологической безопасности. Ответы респондентов позволили составить следующий список:

–    негативная, в том числе, непроверенная информация (о террористических актах, катастрофах, кризисах, болезнях и т. п. – 56%) и психологическое давление, манипулирование личностью (52%) – источниками угроз выступают телевидение, радио, пресса (60%);

–    опасность Интернет-зависимости (20%), негативная информация и «информационный мусор» (8%), психологическое давление (28%) – источник угроз, соответственно, Интернет (40%);

–    давление (20%), непонимание (12), обиды (8%) родственников и друзей – источником угроз выступают взаимоотношения с близкими (50%);

–    непрофессионализм (24%) и неуважительное отношение к студентам (28%) со стороны педагогов вуза как источника угроз;

–    вероятность конфликтов с однокурсниками (24%).

Все вышесказанное позволяет сформулировать наиболее общие рекомендации по оптимизации параметров образовательной среды вуза (коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных и пр.) в плане обеспечения психологической безопасности личности студентов.

Рекомендации педагогам: повышать свой профессиональный уровень, в том числе, психолого-педагогическую компетентность; содействовать образованию студентов в области безопасности личности; оказывать психологическую помощь студентам; проявлять при взаимодействии со студентами понимание, справедливость и уважение;

Рекомендации студентам: повышать социальную компетентность путем саморазвития, самообразования; стремиться быть в курсе событий; совершенствовать умения и способности критически оценивать информацию; повышать собственную коммуникативную культуру, прежде всего, быть толерантным и выдержанным в общении.

Литература

1. Богомолова, Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации / Н.Н. Богомолова. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 191 с.

2. Грачев, Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г.В. Грачев. – М.: Изд-во РАГС, 1998. – 125 с.

3. Ермаков, Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия / Ю.А. Ермаков. – Екатеринбург, 1995. – 203 с.

4. Рощин, С.К. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства / С.К. Рощин, В.А. Соснин // Российский монитор. – 1995. – №6. – С. 133-146.

5. Фисенко, П.И. Личностно-психологические источники опасностей в обществе и психологические аспекты национально-государственной безопасности / П.И. Фисенко. – М., 1994.

6. Шерковин, Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов / Ю.А. Шерковин. – М.: Мысль, 1973.

7. Шостром, Э. Анти-Каргнеги или Человек-манипулятор / Э. Шосторм. – М.: Попурри, 2004. – 281 с.

__________________________________________________________________________

Цергой Тереза Александровна (Tsergoy Tereza Aleksandrovna), кандидат психологических наук, доцент, психолог Центра социально-психологических проблем НИИ комплексных проблем Адыгейского государственного университета 

 

Яндекс.Метрика
© Адыгейский государственный университет. НИИ комплексных проблем.