УДК 612.395.5 : 392.81 : 613.21

ББК 51.23

Ц 59

Цикуниб А. Д., Езлю Ф. Н.

Лаборатория нутрициологии и экологии НИИ комплексных проблем Адыгейского государственного университета

Традиционная система питания адыгов: культурно-гигиенические и педагогические аспекты

Аннотация

В статье отражены культурно-гигиенические и педагогические аспекты традиционной системы питания адыгов, показано ценностное отношение адыгов к пище, рассмотрены особенности структуры и качества   традиционного питания адыгов.

Ключевые слова: традиционная система питания адыгов

 

Tsikunib A.D., Ezlyu F.N.

Nutrition and Environment Laboratory, of Scientific Research Institute of complex Problems of Adyghe State University

Traditional nutrition system of Adygs cultural - hygienic and pedagogical aspects

Abstract

The article reflects the cultural - hygienic and pedagogical aspects of traditional nutrition system of Adygs, value attitude to food, the features of the structure and quality of traditional nutrition of Adygs.

Key words: traditional nutrition system of Adygs

Пища  является важной составной частью материальной культуры каждого народа и одной из основных жизнеобеспечивающих систем. По мнению великого русского ученого И.П.Павлова, пища олицетворяет жизненный процесс во всем его объеме и представляет ту древнейшую связь, которая соединяет человека с окружающей средой [5].

Набор продуктов, употребляемых в пищу, способы производства и хранения, методы их кулинарной обработки и типы блюд, пищевые ограничения и предпочтения, правила поведения, связанные с приготовлением и приемом пищи, повседневные, праздничные и обрядовые меню - все это в совокупности образует систему питания, характерную для каждого народа или региона, населенного близкими по культуре народами. В системе питания отражены климатогеографические, исторические, религиозные, национальные, социально – экономические и другие факторы.

Известный французский исследователь, автор книги «Физиология вкуса» Брилье-Саварен однажды заметил, что «судьба нации зависит от того, как они питаются». Возможно, этот афоризм и страдает некоторым преувеличением роли пищи, но одно бесспорно – питание всегда было, есть и будет важнейшей стороной бытия человека. Именно в пище, а в целом в культуре питания, наиболее ярко отражены национальная самобытность народа, этническая специфика, его культурные традиции, эстетические вкусы. Кроме того, в пище отражается характер основного направления хозяйства народа и степень его развитости. Пища и культура питания являются также своеобразными показателями этнического взаимодействия соседних и дальних народов. Они же тесно связаны с природными и экологическими условиями жизни общества.

На обширной этнической территории, где проживают в настоящее время адыги: Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская республики, Краснодарский и Ставропольский края – существует одна традиционная национальная кухня адыгов, которая четко выделяется среди многообразия национальных кухонь [1,7].

Анализ этнографического и исторического материала, а также исследования питания долгожителей Республики Адыгея показывают, что у адыгов сложились определенные традиции и культура питания. В первую очередь обращает внимание уважительное отношение адыгов к пище и понимание роли питания в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека [11].

Так, значимость пищи у адыгов отразилось в их пословицах и поговорках: «Питание – главная опора для преклонного возраста.  – Жъыгъэм шхыныр ипкъэу», «На голодный желудок ноги не идут. – Ныбэм имылъмэ лъэр к1эк1ырэп», «Дом без пищи, что пещера, стол без яств, что старая доска. – Унэм имылъмэ гъоч1эгъ, 1анэм темылъмэ пхъэмбгъужъ», «Вкусная еда веселит человека. – Шхын 1эш1ур ц1ыф гъэчэф», «Малое количество еды с трудом съедается. – Шхын мак1эр шхыгъуае», «Не пинай хлеб-соль ногой. – Щыгъу-п1астэм уемылъэпэк1ау» [3].

 Если говорить о структуре питания, нужно отметить, что основу питания адыгов составляли как продукты животного, так и растительного происхождения. Адыги из всех видов мяса больше всего ценили блюда из баранины, затем птицы (особенно индейки и курицы) и говядину. Особо почитаемым у адыгов было мясо диких животных и дичь [6, 9, 11].

«Пищей, чаще всего употребляемой черкесами, является баранина, говядина, птица, как домашняя, так и дикая, и прочая дичь» (А. де ла Мотрэ – французский путешественник, дипломат) [10].

Мясо употребляли в вареном, жареном и тушеном виде, а также коптили. Кроме того, адыгам был известен и весьма распространен метод сушки мяса на сквозняке в тени. Сушеное мясо употребляли как в вареном, так и в жареном виде, а вяленое - только в жареном. Излюбленным традиционным блюдом адыгов является щыпс, который готовят из курицы - чэтщыпс, индейки – тхьачэтщыпс, баранины или говядины – лыщыпс. Распространенными блюдами у адыгов, как и у всех народов Северного Кавказа в мясном рационе были жареное мясо – лыгъэжъагъ. Наиболее излюбленным и чаще приготовляемым блюдом у адыгов была жареная курица – чэтлыбжьэ. Готовились также блюда типа колбас: нэкуль, жъормэ. Особые блюда адыги готовили из требухи и других внутренностей животного (печень, почки, сердце, легкие).

Адыги употребляли также рыбу. Ели ее в жареном виде с пшенной или кукурузной кашей [6,11].

«Пища их состоит, главным образом, из той рыбы, которую они называют… так же, как в древности (она называлась) у Страбона, в действительности же это осетры, больших и мелких размеров» [10].

В структуре питания адыгов наряду с мясной значительное место занимала молочная пища. Адыги употребляли молоко коровье, козы, буйволицы, а в лечебных целях молоко кобылицы, но для адыгов в прошлом малохарактерно употребление свежего цельного молока, его пили лишь с калмыцким чаем, гораздо чаще и в большем количестве ели кислое молоко – «щыу». Оно употреблялось в натуральном виде, а также из него готовили целый ряд блюд, в том числе незаменимую острую приправу, ко всем мясным блюдам – щыущыпс (соус из кислого молока). Одним из самых полезных в молочном рационе питания адыгов по праву считается кисломолочный продукт «къундысыу», который не только прекрасно утоляет жажду, но и способствует регулированию пищеварения и очищению внутренних органов. Адыги славятся также своими сырами. Сыр, своего рода «белково-жировой концентрат», обязательно входит в индивидуальный рацион питания. Его употребляли как в свежем («къоецIын»), так и в копченом «къоегъэгъугъ» виде, который  может хранится много лет. Большое место в питании адыгов занимало также масло.

Британец Дж. Белл писал в 19 веке: «Черкесское масло лучшее из тех, что я пробовал после того, как покинул Англию…»[10].

Масло употреблялось в свежем виде «тхъуцIын», для кулинарных целей «тхъужъожьыгъ» (топленое масло). Ни один стол как повседневный, так и праздничный, и даже ритуальный, не обходился без молочных продуктов [6, 9,11].

Значительное место в традиционной системе питания адыгов издавна занимала растительная пища. Самыми древними и основными сельскохозяйственными культурами были просо «фыгу» и кукуруза «натрыф».  Еще в конце XIX века эти две культуры сосуществовали у адыгов. Однако в начале XX века, с расширением посевов кукурузы, просо было почти вытеснено из повседневного быта. Основным блюдом, заменявшим хлеб, было «пIастэ» - густая каша из просяной или кукурузной крупы. Как из просяной муки, так и кукурузной, наряду с пIастэ адыги готовили и другие блюда: «мэджадж» (мучное изделие хлебного типа), «хьатыкъ», «хьэлау» (своеобразная халва), «хьэкъут» (ритуальное блюдо из кукурузы) и т.д. Пшеничная мука употреблялась адыгами в незначительном количестве. Из нее пекли, главным образом, традиционные пироги с сыром «гуубат», «щэламэхьалыжъу», «щэлам», готовили вареники с адыгейским сыром [6,11].

Из овощей адыги издавна выращивали лук, чеснок, фасоль, свеклу, белую адыгейскую тыкву, а также фрукты: груши, яблоки, сливы, вишню, виноград. Много потребляли грецкого ореха, фундука. Широко использовалась в питании адыгов и кукуруза молочно-восковой спелости. Початки этой кукурузы в вареном или жареном виде служили своеобразным лакомством.

 Горячие жидкие блюда, если не считать бульонов и супа из фасоли и кукурузы, в том числе ритуального особого супа «ашрай», в пищевом рационе адыгов мало представлены.

Количество напитков в рационе питания адыгов было также весьма ограничено: «къалмэкъ щай» (калмыцкий чай), «шъоупс» (медовая вода), «бахъсымэ» (буза), «къужъыпс» (грушевая вода), «мыпсы» (из сушеных яблок).

В рационе питания адыгов особое место занимал мед, высококалорийный продукт, в состав которого входит много витаминов. Мед ели, в основном, с кислым молоком, пирогами, маслом, он являлся одним из основных компонентов сладких мучных блюд.

Повседневное меню адыга менялось в зависимости от времени года и религиозных запретов. Весной и летом пища состояла преимущественно из молочных, растительных и мучных блюд, свежих овощей и плодов, а также мяса домашней птицы и яйца. Осенью и особенно зимой в рационе преобладали мясо и мясные блюда, молочные продукты (в основном копченый сыр и кислое молоко), различные блюда из фасоли, тыквы, что на наш взгляд является наиболее оптимальным при соответствующих климатических условиях, обусловленных резкой сменой времен года. Как известно у северных народов преобладают рационы на мясной основе, а в районах с жарким климатом – на растительной. В условиях смены холодной зимы на жаркое лето складывается смешанный тип питания, с преобладанием мясного рациона зимой и молочно – растительного летом. [6,11]

Как и у многих народов у адыгов были повседневные, гостевые, праздничные и ритуальные блюда. Существовали блюда, которые одинаково обязательны для большинства торжественных случаев (рождение ребенка, свадьба и др. праздники), обрядовых (поминальных), народных и религиозных праздников (байрам, къурмэн и др.). Для адыгов престижными считались блюда из баранины, телятины, курятины, индюшатины, оленины, из сладостей – тхъурбай. Повседневными считались супы, каши, утятина, гусятина, овощные блюда [9].

В традициях адыгов было чуткое отношение к питанию беременной и кормящей женщины, маленьких детей и стариков, хотя специальной пищи ни для беременной женщины, ни для кормящей матери, ни для детей адыги не готовили. Как и многие народы, адыги в прошлом не прибегали к  искусственному вскармливанию. Обычно до года, иногда и более, ребенка кормили грудным молоком. Если у матери не было молока, то ребенку находили кормилицу из соседей или родственников. При этом грудное молоко считалось настолько священным, что дети, вскормленные одной грудью, приравнивались к родным братьям и сестрам. В пищевом рационе кормящей матери обычно преобладали мясомолочные и мучные блюда, мед, фрукты, а также напитки из кислого молока и меда. Существовали некоторые ограничения в питании беременных женщин.

Адыгам было известно также о лечебных свойствах пищи. Одним из элементов адыгейской народной медицины являлось древнее диетическое блюдо (почти забытое в настоящее время) «бэджынэ» - сладко-кислая похлебка, часто приготовляемая из пшеничной, овсяной или кукурузной муки [6,11].

 Об этой древней пище упоминается в сказках, сказаниях, фольклоре. В известном адыгейском сказании «Нарт Щэбатныкъорэ Чэчанэкъо Чэчанэрэ» рассказывается, как во время болезни Чэчану захотелось «бэджынэ». Когда Чэчан пришел домой бледный и взволнованный, мать встревожилась и спросила сына: «Что случилось, может, ты заболел?», Чэчан ответил: «Да так, ничего, немного болит внутри, хотелось бы овсяной горячей «бэджынэ» со свежим медом». В адыгейском фольклоре есть также поговорка «сымаджэм бэджынэ икIас» (больной любит «бэджынэ»)[4].

 Приведенный исторический материал подтверждается полевыми исследованиями. И хотя в настоящее время «бэджынэ» готовят, в основном, из кукурузы, и это блюдо крайне редко бывает на столе адыга, тем не менее, информаторы подтверждают его широкое применение в прошлом в качестве лечебно-диетического блюда и говорят о разнообразной технологии его приготовления. Также целебными считались козий жир и козлятина (вяленная), они имелись в каждой семье на случай недомогания и усталости. Существовало мнение, что козье мясо обладает веселящим действием, и его не включали в поминальное застолье и не ели в период траура. [6,9,11].

Информация, собранная нами, показывает, что большое значение адыги придавали гигиене приготовления пищи. Посуда должна была содержаться в идеальной чистоте. Для мытья посуды, особенно жирной, использовалась горячая сыворотка, чистящие (эмульгирующие) свойства которой не уступают современным моющим средствам, а, главное, сыворотка – безвредна для человека. Кухонную утварь, в особенности, деревянную (например, «тхъулъэ») сначала обдавали кипятком, полоскали холодной водой, затем тщательно высушивали, подвесив на улице, а перед использованием еще раз промывали холодной водой. Сырье, использовавшееся для приготовления пищевых продуктов, тщательно чистилось и промывалось. Женщина во время приготовления пищи обязательно  надевала платок  на голову. Перед едой обязательным ритуалом было мытье рук, а при необходимости и между приемами разных блюд.

У адыгов был жесткий этикет нахождения за столом, особенно в гостях. Ни в коем случае нельзя было показывать, что голоден, набрасываться на еду, есть быстро, неопрятно, создавать вокруг горы остатков пищи, обгладывать кости, ронять пищу на пол, пачкать одежду, чавкать, разговаривать с пищей во рту. Рекомендовалось слегка притронуться к пище, пододвигать лучшие куски старшим, гостю, рядом сидящему. Хорошим тоном считалось хвалить хозяйку и благодарить за предоставленное угощение – «Тызгъэтхъагъэр тхьэм егъатхъ».

Тому, что адыги избегали несдержанности в употреблении пищи, старались не делать проблему из потребности в пище, есть много свидетельств.  Ж.-Ш. Бесс (1830): «Черкесы очень сдержанны; они умеренны в пище и, за исключением торжественных случаев, обычно питаются вареным и подсоленным просом. Благодаря своей умеренности, черкесы не знают многих болезней и до­живают до глубокой старости, не зная тягот почтенного возраста, что не редкость у других народов». Ж.-В.Э. Тэбу де Мариньи (1836): «Во время своих путешествий или набегов против соседей им на целый день хватает небольшого количества кислого теста. Эту пищу, кото­рую называют «комил», они держат в кожаном мешочке, приторо­ченном к седлу...». Эту информацию дополняет И.Ф. Бларамберг (1840): «Когда черкес отправляется в набег, он берет с собой в кожаном мешочке провизию, которая состоит из просяной муки и нескольких кусков копченой козлятины или баранины. Небольшое количество этой муки он смешивает с водой, лепит лепешку и жарит ее у огня, а потом поедает с небольшим количеством копченой козлятины или баранины; провизии этой хватит черкесу на 2-3 недели; для сравнения скажем, что такого количества провизии русскому солдату едва ли хватило бы на 2-3 дня» [10].

Приготовление пищи было преимущественной обязанностью женщин, кроме забоя животных и разделывания мяса [12]. Хорошая хозяйка должна была уметь не только разнообразно и вкусно приготовить, но и угодить вкусам членов семьи, уметь разумно расходовать продукты. В обязанности женщины входили и уход за пожилыми членами семьи и детьми. По отношению в семье к пожилым (к бабушке, дедушке, отцу, матери, свекру, свекрови) судили о ее благополучии. О стариках было принято заботиться, спрашивать у них совета, учитывать их желания при приготовлении пищи. Уважение к старшему - одна из основных заповедей, внушаемых адыгу с малолетства.

 «Уижъ ы1орэр ш1э, уик1э ыш1ырэр шхы (Что сказано старым - выполняй, а что молодым приготовлено - ешь)»[3].

Адыги придавали большое значение правилам приема пищи. У адыгов не принято было кушать всем членам семьи за одним столом (Iанэ). Сначала кушали старшие, затем – младшие. Также за один стол не садились отец с сыном, свекровь с молодой невесткой, старший брат с младшим, дядя с племянником. Стол подавался (вносился) уже накрытым, при этом разные блюда подавались на отдельных столиках согласно принятой очередности. На праздниках и при встрече гостей количество подаваемых столов могло исчисляться десятками.  Обильную пищу адыги подавали на стол лишь по случаю семейных праздников, религиозных торжеств и принимая гостей. В таком случае, как отмечал И.Ф. Бларамберг (1840), «черкесы убивают быка, сервируют на стол зажаренных целиком баранов, добавляют к этому дичь или домашнюю птицу». По словам Хан-Гирея, например, на подобное пиршество подавали к столу до 100 блюд. [9,11,12].

Одним из важнейших гигиенических требований к питанию является соблюдение кратности приема пищи [8]. В заметках путешественников встречается ошибочное мнение, будто адыги «ели, когда хотели».

Ж.-В.Э. Тэбу де Мариньи: «У черкесов нет определенных часов для приема пищи, и они едят, когда почувствуют голод, но только кусок хлеба или просяной лепешки».

К. Кох: «…Черкесы едят только тогда, когда голодны и, как правило, два раза в день» [10].

 Такое впечатление могло сложиться у иностранца, которого, как гостя, действительно могли угощать в любое «неурочное» время. Как справедливо считает целый ряд исследований, наличие распорядка в приеме пищи подтверждается присутствием в адыгском языке слов для обозначения завтрака (пчэдыжьышх), обеда (щэджэгъуашх) и ужина (пчыхьэшъхьашх).

На завтрак обычно подавалась легкая, небольшая по объему, но калорийная пища — калмыцкий чай, пышки, сметана, свежий или жареный сыр, яичница, иногда подавалось отварное мясо. Наибольшая калорийность пищи приходилась на обед, он состоял преимущественно из мясных блюд и птицы, которые подавались с соусом (щипс), густой кашей, различными овощами, кислым молоком, фруктовыми напитками. На ужин также подавали мясные блюда, но чаще - молочные, крупяные и мучные, а также сладости, мед и чай. Если же в течение дня нужно было перекусить, то для этого всегда имелись кисломолочные продукты, калмыцкий чай, выпечка, мед, орехи и т.п. [9,11,12].

Гостеприимство являлось одним из характерных черт адыгов, как и всех народов Кавказа.

Говоря об этой традиции, кабардинский просветитель Ш. Б. Ногмов в книге «История адыгского народа», написанной в 40-х годах XIX века подчеркивал: «Память прежнего гостеприимства сохранилась в преданиях... Несмотря на все бедствия и политические перевороты, эта добродетель не ослабла и поныне». «Гостеприимство есть одна из важнейших добродетелей черкесов всех сословий... Беднейшие сословия так же гостеприимны, как и высшие...»,- писал в 1849 году К. Ф. Сталь. Это же подтвердил в 1859 году Л. Я. Люлье: «Гостеприимство - добродетель, свято чтимая у древних, сохранилась и поныне на Кавказе, а в особенности у черкесов (адыгэ)». «Адыгэ хьак1эр пытап1э ис. – Адыгейский гость, словно в крепости надежной», «Бысымыр хьак1эм и1офтабг. – Хозяин дома – посыльный гостя», «Адыгэ анахь тхьамык1эри бысым. – Самый бедный адыг и тот гостеприимен», «Хьак1эм рызыкъыр къыдэк1о. – С гостем приходит пища в дом» [2,3].

Традиционные блюда адыгов прочно сохранились в обиходе народа и до наших дней. В силу их популярности среди населения такие блюда как щыпс, п1астэ, гуубат, щэламэхьалыжъу, щэлам, сыр адыгейский вошли в состав меню предприятий общественного питания, а также стали производиться в промышленном масштабе. Видимо, это не только свидетельство устойчивости привычек, вкусов, порядков употребления продуктов питания, но и признание их несомненных преимуществ биологической и пищевой ценности. Прежде чем блюдо стало традиционным, оно прошло многовековые испытания, т.е. сам продукт пробился в традиционный тип питания благодаря своей пищевой и биологической ценности. Однако в последние десятилетия в традиционную пищу и культуру питания адыгов стали проникать новые веяния, особенно активно шел этот процесс в советское время. В первую очередь значительно пополнился ассортимент потребляемых блюд с нетрадиционными продуктами и полуфабрикатами (котлеты, тефтели, разнообразные салаты, макаронные и кондитерские изделия, как, например, торты, печенья, конфеты и др.) через торговую сеть. На приусадебных участках начали выращивать ранее не свойственные овощные и плодовые культуры, такие как картофель, капуста, томаты, огурцы, болгарский сладкий перец и др. Важную роль в расширении ассортимента потребляемых продуктов и блюд сыграла также развитая сеть предприятий общественного питания (кафе, столовых, ресторанов).

Пища адыгов обогащается также за счет заимствованных у других народов блюд, таких как, борщ, котлеты, торты, суп-харчо, хачапури, беляши, манты, плов и др. В последние годы популярными, особенно среди молодежи, стали европейская и азиатская кухни, которые привнесли такие блюда как пицца, суши. В структуру питания проник и «фаст-фуд». Распространились также такие технологии как консервирование и маринование продуктов. При этом новые блюда преимущественно включаются в повседневные и празднично-торжественные меню. Что касается ритуальных (похоронно-поминальных) меню, то оно более традиционное (п1астэ, щыпс, мясо вареное, гуубат, хьатыкъ, къурамбый, щэлэмэхьалыжъу), хотя в последние годы повсеместно на поминках стали подавать сладости.

Таким образом, и в наши дни продолжают сохраняться этнические особенности в области пищи, более всего в тех ее элементах, которые несут знаковую нагрузку. В традициях адыгов  и в наши дни существуют правила традиционного поведения за столом в семье, в гостях и т.д., которые могут служить примером для современной семейной, праздничной, ритуальной застольной этики. Они (традиции) ограничивают потребление алкоголя на праздничных застольях, требуют уважительного отношения к старшим, к женщинам.

Прослеживая эволюцию системы питания адыгов (пищи и культуры питания) можно отметить ее достоинства, богатство и разнообразие, высокие вкусовые качества и популярность у соседних народов. Она может способствовать развитию общей культуры не только адыгов, но и всей многонациональной России.

Литература

  1. 1.АрутюновС. А., Мкртумян Ю.И. К проблеме типологической классификации хозяйственно-культурных компонентов (на материалах армянской системы питания) II Всесоюзная сессия, посвященная итогам полевых этнографических и антропологических исследований в 1976-1977гг.; Тезисы докладов. Ереван, 1978. С. 13.20
  2. 2.БгажноковБ.Х. Культура общения и этнос. Автореф. дисс. на соискание ученой степени докт. ист. наук. М., 1984. С. 31.
  3. 3.Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости (адыгейские пословицы и поговорки на адыгейском и русском языках). Художник А.Г. Хабаху. – Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1992 – С.128
  4. 4.Нартхэр: Адыгэ эпос. Томибл хъурэ текст угъоигъэхэр/ Зэфэзыхьысыжьхи зэхэзгъэуцу., ублэп1э очеркымрэ коммент. зытхыгъэр Хьэдэгъэл1э А. 3 том. – Мыекъуапэ, 1970.-н 354.
  5. 5.Павлов И.П. Полн. собр. соч. – М., Л., 1951. – Т.2, кн. 2. – с. 50
  6. 6.Пафова М.Ф. Традиционная кухня, блюда и напитки адыгов// Из Традиционной этнографии народов Карачаево-Черкесии: Сборник статей. – Черкесск, 1993. – с.46-77.
  7. 7.Похлебкин В.В. Национальные кухни наших народов. – М.: Пищевая промышленность, 1978. – 304с.
  8. 8.Справочник по диетологии / Е.А. Беюл, В.Н. Будоговская, В.Г. Высоцкий и др.; Под ред. М.А. Самсонова, А.А. Самсонова, А.А. Покровского. – М.: Медицина, 1992. – 464с. 
  9. 9.Унарокова М.Ю. Традиционная пища [адыгов]// Сокровища культуры Адыгеи/ [гл. ред. И сост. А.М. Тарунов; фото – съемка А.В. Клюева]. – М., 2007- С. 191 – 196.
  10. 10.Х.К. Казанов. Культура адыгов. – Нальчик: Эльбрус, 1993. – 256 с.
  11. 11.Цикуниб А.Д., Агиров А.Х., Цику Р.Х. Традиции и адаптационные свойства пищи. – Майкоп, 1998. – 68 с.
  12. 12.http://www.adyga-postpredstvo.ru/culture/gotovim/255-2011-10-25-12-09-24.html.

_________________________________________________________________

Цикуниб Аминет Джахфаровна, доктор биологических наук, профессор, директор НИИ комплексных проблем АГУ, тел. 8928461725, e-mail: cikunib58@mail.ru

Езлю Фатима Нурбиевна, химик-аналитик, тел. 89183278621, e-mail: fatma1609@yandex.ru

Лаборатория нутрициологии и экологии НИИ комплексных проблем АГУ

 

Яндекс.Метрика
© Адыгейский государственный университет. НИИ комплексных проблем.