УДК 39 (=352.3)

ББК 63.521 (=602)

Б34

 

Бгажноков Б.Х.

Кабардино-Балкарский институт гуманитарных исследований

Правительства КБР и КБНЦ РАН

 

Адыгская этика и этикет в образовательной системе

В статье анализируется сложившаяся в этнологическом адыговедении и в педагогической практике трех этнически маркированных субъектах Российской Федерации – Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Республики Адыгея – ситуация, в которой философская основа адыгской этики – адыгагъ и этикетная форма реализации ее основных параметров адыгэ хабзэ рассматриваются большинством авторов отчуждено, изолировано, дискретно. Автор аргументировано утверждает субстратность, примордиальность адыгагъ и производность от него адыгэ хабзэ. Особо подчеркивается историческая роль и значимость соционормативной культуры в ретроспекции и в этнической перспективе адыгов.

Ключевые слова: этика, этикет, адыги, образование, концепция регионализации образования, этическая рационализация быта, духовная структура личности.

 

Bgazhnokov B.Kh.

The Adyghe ethics and etiquette in educational system

In this article, an analysis is made of a situation developed in the Adyghe ethnological science and in student teaching in three ethnically marked subjects of the Russian Federation – Kabardino-Balkaria, Karachay-Cherkessia and the Republic of Adyghea – in which a philosophical basis of the Adyghe ethics – Adygag – and an etiquette form of realization of its key parameters – the Adyghe Khabze – are considered by the majority of authors detachedly and discretely. The author reasonably approves a substratum and primordial nature of Adygag and the Adyghe Khabze derivativeness from it. The historical role and the importance of socio-normative culture in retrospection and in ethnic prospect of the Adyghes are especially emphasized.

Key words: ethics, etiquette, the adyghe people, education, the concept of the regionalization of education, ethic rationalization of mode of life, spiritual structure of an individual.

 

В последние 2-3 десятилетия заметно возрос интерес ученых к традиционной нравственной культуре адыгов, предпринимаются попытки осмыслить многовековой моральный опыт народа, использовать его в практике воспитания. Это прежде всего исследования этнографов, фольклористов, социологов, философов, культурологов [2]. Но есть и работы, написанные под собственно педагогическим углом зрения [11].

В начале 90-х годов адыгский этикет как отдельный предмет был введен в программу многих средних (специальных и общеобразовательных) школ. Такая инициатива хорошо вписывалась в концепцию регионализации образования, и на нее возлагались большие  надежды. Казалось, что стоит только санкционировать подобное начинание и работа сама по себе наладится, давая ощутимые позитивные результаты, поддерживая  в обществе высокий уровень культуры.

Действительно в Адыгее благодаря инициативам Миры Унароковой и Раи Унароковой, поддержанным Правительством республики, в этом плане достигнуты большие успехи. Но в Карачаево-Черкесии и особенно в Кабардино-Балкарии опыт преподавания адыгского этикета оказался в целом неудачным, и вскоре почти повсеместно этот предмет был либо изъят из учебно-воспитательной практики, либо заменен  суррогатом под названием «кавказский этикет», «горский этикет» и т.п. Это произошло незаметно, не вызвало с чьей-либо стороны возражений или сожалений. На фоне общего кризиса национальной культуры отказ от этикета показался вполне естественным и логичным, таким же, к примеру, как  массовый отказ от разговора, от преподавания на родном языке, отчетливо наметившийся в 90-е годы.

Но опыт – даже печальный – полезен в любом случае. При здравом размышлении из него можно извлечь уроки, сделать необходимые выводы, которые могут позволить рационально, с гораздо большим позитивным эффектом использовать традиционную нравственную культуру.

Прежде всего, следует сказать о препятствиях, возникших в процессе определения смысла и содержания вводимого предмета. Выяснилось, что в нашей науке не сложились достаточно четкие и верные представления о социальных функциях и системной организации адыгского этикета, о его месте в традиционной и современной ценностно-нормативной культуре. С другой стороны, оказалось, что не существует сколько-нибудь полного, систематического изложения всех компонентов и пунктов адыгского этикета, что сильно затруднило задачу учителей, на которых было возложено преподавание данного предмета.

Практика показала, что не только в массовом сознании, но и в сознании ученых и учителей-практиков господствуют поверхностные представления об этикете, как о механическом исполнении некоторого множества правил поведения в типовых социальных ситуациях. Как связаны эти правила между собой, что именно является их содержанием, какой цели они служат? Такие и многие другие очень важные вопросы чаще всего даже не ставятся. Неудивительно, что в этих условиях разговор об этикете сводится, грубо говоря, к тому, как следует накрыть стол, выпить и поделить голову барана. И все это  уже сотни раз повторяется в книгах, журналах, в газетах, в радио и телепередачах.

В то же время обычно не принимаются в расчет и не рассматриваются глубокие духовно-нравственные - гуманистические основания этикета. В частности, мы убедились, что реальным, хотя и плохо сознаваемым препятствием для успешного использования этикета в практике воспитания и самовоспитания стало отсутствие каких-либо определенных  понятий о связях этикета с традиционной адыгской этикой или адыгством. Более того, до самого последнего времени адыгство было вообще исключено из поля общественного внимания и сознания. Во всяком случае оно не рассматривалось в том качестве, в каком на самом деле было представлено в традиционной нравственной культуре: в качестве хорошо скоординированных принципов этической рационализации бытия, в качестве системы исторически сложившихся представлений о том, что есть добро и зло, справедливость и несправедливость, разумность и неразумность, приличие и неприличие. Между тем, выработавшиеся на этой основе суждения, оценки, установки и определяют основное – моральное содержание адыгского этикета. Это – система принципов и правил поведения, которая является способом актуализации адыгства в ситуациях повседневного взаимодействия и общения.

К сожалению, таким образом проблема этикета практически не ставилась. И теперь мы понимаем, что все это нисколько не способствовало созданию полноценных учебников, учебных пособий и программ по традиционной нравственной культуре адыгов. Чаще всего учителям приходилось составлять эти пособия самим, на скорую руку и без должной поддержки со стороны ученых, со стороны опытных методистов. В этих условиях включение адыгского этикета в программу средних учебных заведений практически теряло всякий смысл и могло только дискредитировать столь полезное и необходимое нововведение. Что в итоге и произошло.

Однако, на самом деле все не так безнадежно, как может показаться. В последние годы проделана определенная  исследовательская и методическая работа, создающая предпосылки для преодоления указанных трудностей. В частности, увидели свет специальные работы, посвященные  адыгству, и появилась реальная возможность организовать имеющийся в наличии богатый и разнообразный  моральный опыт народа [10]. Очевидным стал тот факт, что именно этика является ядром, организационным центром традиционной нравственной культуры и с учетом данного обстоятельства должна строиться в местах компактного проживания адыгов вся воспитательно-образовательная практика. Только в этом случае мы сможем не на словах, а на деле следовать идеям культуросообразности и регионализации содержания обучения, содействовать становлению и развитию гуманистической педагогики [6].

Традиционная адыгская этика, получившая название адыгагъэ (букв, "адыгство"), представляет собой систему исторически сложившихся моральных понятий, принципов, установок, среди которых в первую очередь и наиболее отчетливо выделяются: человечность, почтительность, разумность, мужество, честь. Согласно установившейся традиции, этими принципами должен руководствоваться в своем мышлении и поведении каждый, кто идентифицирует себя с адыгским обществом и народом. Подчиняя себе все многообразие других моральных понятий и категорий (скромность, чуткость, стойкость, благодарность, толерантность, чувство меры и т.д.), принципы адыгства обеспечивают слаженное действие и мобилизацию многовекового морального опыта  народа в конкретных жизненных ситуациях, для решения насущных проблем отдельной личности, социальной группы или общества в целом. Они являются нравственными опорами и ориентирами человеческого существования, действенными механизмами этической рационализа­ции мира.

Из этого следует, кроме всего прочего, что нормальное функционирование адыгской этики предполагает тесное взаимодействие и взаимосоответствие всех пяти заповедей. "Помехи" в одной из них приводят к ошибкам в нравственном мышлении и поведении. К примеру, недостаток мужества может спровоцировать действия, противоречащие чести, неразумность - открыть доступ проявлениям самонадеянности, грубости, эгоизма. В силу этих, как говорят сейчас, системных связей каждый моральный принцип несет большую смысловую нагрузку, представляя на данный момент всю этику.

И все же весь пафос адыгской этики сконцентрирован в принципе человечности. Другие заповеди, сохраняя относительную самостоятельность, имеют смысл только как средства наиболее полной, точной и успешной реализации установок человеколюбия. Почтительность обеспечивает атмосферу благожелательности и взаимного уважения в контактах; мужество организует и мобилизует усилия, необходимые для достижения нравственных целей; за разумом закреплена роль интеллектуальной цензуры поведения; за честью - чувственно-эмоциональной.

Принципы адыгской этики носят характер постоянно действующих, универсальных, вечных истин. По большому счету они не связаны условиями и обстоятельствами времени, пространства, конкретных жизненных ситуаций, групповых и сословных отношений.

В то же время это исторически сложившиеся и социально обусловленные представления. Развитие адыгской этики осуществлялось в прямой связи с развитием социальных отношений, духовно-нравственной, ценностно-нормативной культуры народа. По-видимому, элементы, отдельные положения адыгства возникли и функционировали уже в древности, ассоциирующейся с хаттским и меотским периодами адыгской истории. Но особенно актуальными и действенными стали они в период средневековья (в V-ХV вв.), когда интенсифицировались процессы этнической консолидации адыгских и адыго-абхазских племен и народностей. Единая и четко выраженная система моральных ценностей была призвана стать и на самом деле стала одним из действенных механизмов такой консолидации. Не зря для обозначения общенародной этики было изб­рано слово, в основе которого лежит самоназвание адыгских (черкесских) народностей: адыгагъэ, "адыгство" - термин, производный от эндоэтнонима адыгэ. Этика превратилась в символ духов­ного единства адыгского народа. По традиции, идущей из глубины веков, истинными адыгами или черкесами - адыгэ щыпкъэ считают и по сей день лишь тех, кто усвоил в достаточной мере принципы и установки адыгской этики. Этика стала механизмом самоузнавания и самопризнания народа, способом выделения из других этнокультурных сообществ.

В ХVШ веке адыгство приобретает все черты разветвленной и детально разработанной этической системы, чему в немалой степени способствовала моральная философия Жабаги Казаноко (1695-1750). Именно Жабаги выдвинул тезис о самоценности и этическом иммунитете отдельного человека. На вопрос, что дороже всего на свете, следует лаконичный ответ философа: "Человек". Другая важная составляющая этической концепции Казаноко: деяния и образ жизни человека – 1уэху. И отсюда ставшее крылатым выражение "Нет маленького человека и нет малых дел" - Ц1ыху цlыкlуи 1уэху цlыкуи щыIэкъым [3].

При такой постановке вопроса ценность человека рассматривает­ся в непосредственной связи с этическими значениями действий, которые он совершает, с фактами его биографии и этапами жизненного пути. В итоге намечается тенденция превращения адыгства в этику социального действия и обновления, с ярко выраженной установкой на совершенствование, реформирование исторически сложившихся связей и отношений общества, на самоусовершенствование и самостроительство личности.

Как видим, с одной стороны, адыгская этика существует объективно, как система устойчивых моральных ценностей, квинтэссенция морального опыта народа, закрепленная в социальной памяти. С другой стороны, в процессе ее трансляции и актуализации она становится частью внутреннего мира и настроя личности, определяя во многом особенности национального адыгского характера и мировоззрения, специфику навыков и привычек, оценок и мнений. Во всяком случае, таков общий настрой и замысел традиционной нравственной культуры. Адыгство призвано стать одной из ведущих тенденций жизненных устремлений и общей направленности личности. Это нравственно выверенное состояние сознания и образа жизни, достижение которого предстает в виде одной из самых важных социальных обязанностей личности.

Напоминая о необходимости усвоить принципы и категории этики, превратить их в черты характера, в постоянно действующие жизненные позиции и установки, обычно говорят: Адыгагъэ зыхэфлъхьэ, фызыкlэлъыплъыж - "Усваивайте адыгство, будьте внимательны к себе". На деле это означает, что необходимо позаботиться о том, чтобы выра­ботать в себе моральные качества, которые выдвигает адыгство: человечность, почтительность, разумность, мужество, честь. Существует твердое убеждение, что лишь в этом случае человек сможет выявить свою личность в облагороженной форме, завоевать признание и любовь окружающих, добиться успехов в личной и общественной жизни.

Человек, обладающий адыгством, умеет правильно построить свои отношения с членами семьи, родственниками, друзьями, сослуживцами. Адыгство - высокое искусство "находиться среди людей" - цlыху хэтыкlэ. Это умения, привычки, свойства, которые делают человека умным и честным, приятным в общении и удачливым в делах.

Однако опыт показывает, что на деле не все и не в равной степени отвечают высокому идеалу адыгства. Отсюда целый спектр положительных и отрицательных характеристик личности, отображающих неравномерное распределение адыгской этики: Адыгагъэ хэлъщ - "В нем есть адыгство", Адыгагъэ щlагъуэ хэлъкъым - "В нем мало адыгства", Адыгагъэ лъэпкъ хэлъкъым - "В нем нет и малой доли адыгства". Так высказывают обычно мнение о том, в какой мере в поступках и образе жизни человека проявляются такие черты, как человечность, почтительность, разумность, мужество, честь. По существу, это оценка не только моральной, но и социальной надежности и полноценности человека. Не зря  адыгство оценивают и рассматривают в тесной связи со структурой характера, со свойственными данному конкретному человеку волевыми свойствами, особенностями морального мышления и поведения. Знать заповеди и все нюансы адыгской этики, конечно, необходимо. Но самое главное - превратить соответствующие этим заповедям моральные качества в устойчивые черты характера, в ведущие мотивы деятельности. Общее мнение таково, что в конечном итоге главным критерием адыгства является социальная деятельность человека, его дела, поступки, образ жизни.

Таким образом, адыгство имеет, можно сказать, двойное значение. Во-первых, это существующая объективно и включенная в социальную память этическая система; во-вторых, - компонент практического сознания, определяющий во многом духовное состояние, духовную структуру личности и общества, степень готовности мыслить и действовать в соответствии с принципами традиционной этики, опираясь на проверенный веками моральный опыт народа.

Особо следует сказать, что адыгская этика воспринимается не только как система предписаний или социальная обязанность, но и как инструмент самоусовершенствования, способствующий наиболее полной самоактуализации, содействующий успехам и достижениям личности. Поэтому активность, направленная на освоение и "присвоение" адыгства, считается традиционно заботой личности о своем развитии – о развитии в своих собственных интересах. Социализация адыгства, и в том числе наиболее осознанная вторичная социализация, осуществляющаяся обычно в зрелом возрасте, становится составной частью "культуры себя", нравственно акцентированного самовнимания и самоконтроля.

В ходе систематизации материала неизбежно возникает и проблема распределения моральных понятий и категорий между ведущими принципами адыгской этики. Дело в том, что адыгская этика оперирует понятиями, общее число которых насчитывает сотни единиц, и порой очень трудно установить всю полноту содержания того или иного термина, его место в системе адыгства. К примеру, толерантность можно расценивать как проявление разумности, человечности, почтительности, чести. Но мы убедились, что в первую очередь это проявление мужества и потому именно так и квалифицировали данное качество. Причем обнаружилось, что сама толерантность имеет довольно сложную структуру, состоящую, по крайней мере, из четырех категорий: элементарная выдержка - шыlэ, сдержанность в гневе - тэмакъ кlыхьагъэ, дэчых - способность не судить о других излишне строго, категорично и умение простить, быть снисходительным, дэкlуатэ - реакция, отображающая движение в том направлении, в каком движется оппонент - во имя предотвращения конфликта, сохранения взаимопонимания и добрых отношений.

Задачей первостепенной важности является, как мы видим, определение наиболее значимых моральных понятий, на которые опирается в своем воздействии на мир, на мышление и поведение людей каждый из пяти ведущих принципов этики.

К примеру, человечность, как показано нами, опирается на следующие категории: хьэтыр - готовность оказать услугу, уступить, услужить, гущlэгъу - эмпатия, сочувствие, сопереживание, сострадание, гулъытэ - нравственное внимание, чуткость, гукъэкl - нравственная память, ф1ыщlэ - благодарность, псапэ - благодеяние и воздаяние.

В структуре и в способе представления и проявления разумности важное место принадлежит таким категориям, как нравственное понимание или различение - зэхэщlыкl, "искусство находиться среди людей" - цlыху хэтыкlэ, глубина ума - хэплъэ, мера или чувство меры - мардэ (и связанная с этим понятием философия золотой середины), "совершеннолетний разум" - акъыл бэлигъ, "устоявшийся разум" - акъыл зэтет и т.д.

В процессе изучения и освоения традиционной нравственной культуры необходимо вскрыть всю полноту морального содержания каждого из этих и других, порой очень сложных понятий. Например, отдельного и очень подробного рассмотрения требует категория псапэ, так как она лежит у истоков древней религиозной системы адыгов и тесно связана с представлениями о душе, о спасении души, о Божьей милости и т.д. Вообще, тесная связь адыгства с религиозной этикой очевидна, и это тоже требует пристального внимания исследователей. Известно, что многие положения Библии и Корана почти дословно повторяют известные понятия и положения традиционной этики. Поэтому, целесообразно изучать адыгскую этику в тесной связи с изучением религиозной этики христианства, ислама, буддизма.        

Очень важно, чтобы продолжением изучения основ традиционной этики стало изучение и освоение адыгского этикетаадыгэ нэмыс (адыгэ щэнхабзэ). Адыгский этикет является важнейшим инструментом объективации исторически сложившихся - моральных понятий и представлений, механизмом превращения их из виртуальной формы в  актуальную. В самом деле, внутренним - моральным содержанием правил этикета являются, как мы убеждаемся, известные этические принципы и установки адыгства и прежде всего почтительность - нэмыс. Под влиянием и контролем данного принципа создаются и применяются правила общения, выражающие взаимное уважение и признание, ориентированные на создание атмосферы благожелательности и согласия.

К сожалению, исследователи адыгского этикета обычно не вникают в нюансы этих связей и отношений. Отсюда не вполне корректное с точки зрения историзма отождествление адыгского этикета с морально-правовым кодексом Адыгэ хабзэ и вместе с тем очень расплывчатые, недопустимые определения этого кодекса. Например, С.Х. Мафедзев определяет Адыгэ хабзэ как "индискретный комплекс поведенческих норм, сопровождающих адыга от рождения до смерти" [8]. Исходя из такого, явно ошибочного посыла и наивно полагая, что любой элемент традиционной  адыгской культуры, к которому применяют в быту слово хабзэ, относится к кодексу Адыгэ хабзэ, он включает в этот кодекс традиции хозяйствования, магические обряды  и ритуалы, приметы, детские игры, методы народной медицины и физической подготовки, стили плавания и многое другое, что не имеет не только прямого, но чаще всего даже  косвенного отношения к этикету и в целом  к нормативной системе, известной под названием Адыгэ хабзэ [9].

Суммируя сказанное,  следует подчеркнуть, что исторически  Адыгэ хабзэ включал в себя две нормативные субсистемы: обычное феодальное право и этикет, что свидетельствует о синкретизме традиционной соционормативной культуры адыгов, о тесном взаимодействии и организационном единстве собственно правовых, юриди­ческих и этикетных норм и установлений. Вместе с тем, традиционная этика - адыгагъэ, остается за пределами Адыгэ хабзэ, хотя и оказывает на этот кодекс, на формирование и осмысление его пунктов значительное влияние. Адыгская этика - своего рода идеологическая база Адыгэ хабзэ - система предельно общих нравственных ценностей и ориентиров, а не конкретных норм и установлений. Иначе говоря, Адыгэ хабзэ и адыгагъэ объединяются вместе лишь на более высоком таксонимическом уровне, как компоненты традиционной ценностно-нормативной культуры адыгов.  Это позволяет понять, кроме всего прочего, насколько ошибочны суждения, согласно которым адыгство является составной частью Адыгэ хабзэ [7].

В адыгской культурной традиции и в сознании носителей этой традиции этикет предстает неизменно как проявление в быту, в повседневных встречах и контактах моральных принципов и установок адыгства. Иными словами, этикет переносит в практическую плоскость, в сферу поведения и общения такие ценности как человечность, почтительность, разумность, мужество, честь. Но при этом почтительность выдвигается на первый план. Она является смысловой доминантой этикета, содержанием, целью этикетного поведения. Не зря адыгский этикет как специфическая нормативная система получает в народе наименование, соответствующее этому главному содержанию - адыгэ нэмыс (букв, "адыгская почтительность").

Кстати, так называют адыгский этикет и другие народы Кавказа, например, балкарцы, карачаевцы, ногайцы, правда, используя при этом экзоэтноним адыгов - "черкес". Отсюда термин "черкес намыс", применяющийся в  составе устойчивых оценочных высказываний. К примеру, балкарцы и карачаевцы говорят: Черкес намысха - дунъяда зат жетмез - "Нет ничего в этом мире, что может сравниться с черкесским этикетом (черкесским намусом)". В качестве похвалы используют выражение: Черкес намыс этеди - "Соблюдает черкесский этикет (черкесский намус)", подчеркивая тем самым, что человек изысканно вежлив, учтив, благороден. Такие высказывания  свидетельствуют лишний раз о том, что адыгский этикет формировался во взаимодействии с соседними народами (осетинами, абазинами, балкарцами, грузинами, карачаевцами и др.) и был эталоном для  этих народов.

В последние годы активизировалось другое название адыгского этикета, предложенное мной в 1990 году: адыгэ щэнхабзэ - "адыгские правила нравственного поведения". Не нужно думать, однако, что это неологизм в прямом смысле слова. Термин щэнхабзэ, правда, редко и чаще всего у западных адыгов встречается в фольклорных текстах, в материалах полевых этнографических исследований, то есть он не чужд адыгскому языковому сознанию. Особенно привлекательным делает данное слово соединение в нем двух понятий: щэн – нравственность и хабзэ – «устойчивый, привычный, общепризнанный способ действия». По существу это еще одно очень ёмкое и точное обозначение адыгского этикета, которое может быть использовано  наряду с термином «адыгэ намыс».9

Таким образом, в самом наименовании адыгского этикета четко прослеживается связь с традиционной этикой и прежде всего с той ее частью, которая соотносится с представлениями о взаимном уважении и хороших манерах, об учтивости, деликатности и этическом иммунитете личности. Адыгский этикет (адыгэ нэмыс, адыгэ щэнхабзэ), как и любой другой такого рода  институт, был и остается сложной, детально разработанной системой правил или норм общения, символизирующих взаимное уважение и признание. Это, говоря другими словами, закрепленные в культуре общения представления о красоте и гармонии социальных связей и отношений. Поэтому этикет является во всех случаях организационным центром культуры общения, но в системе общеадыгских ценностей, он, приобретает еще большее значение, выступая в соединении с этикой в качестве основной темы и ядра традиционной культуры в целом.

В структурном отношении адыгский этикет представляет собой нормативную систему, состоящую из хорошо скоординированных общих принципов, конкретных правил и целых институтов общения. Это, можно сказать, разные структурные уровни или "этажи" этикета. В процессе преподавания каждый из этих уровней должен быть рассмотрен отдельно и потому остановимся на них более подробно.

Ведущим принципом и смысловой доминантой адыгского этикета является, как сказано, почтительность - нэмыс. Однако дополнительно к этому выдвигается некоторое множество частных, инструментальных принципов. По содержанию и по своей направленности их можно разделить на две группы: иерархические и фатические.

Иерархические принципы обязывают уделять особое внимание и с особым почтением относиться к определенным категориям лиц. В связи с этим на первый план выступают: 1) почитание старших - нэхъыжьым и нэмыс, 2) почитание женщины - бзылъхугъэм и нэмыс, 3) почитание гостя - хьэщlэм и нэмыс, 4) почитание детей - сабийм и нэмыс, 5) самоуважение -щхьэлъытэж.

Важным дополнением к этим принципам являются фатические принципы и установки: 1) благожелательность, 2) скромность и деликатность, 3) выразительность и артистичность. Они определяют общий настрой, стиль или тон этикетного поведения, придают взаимодействию людей доброжелательность, доверительность, значительность, живость, усиливая тем самым эффект взаимного уважения и признания, дружеского единения и согласия.

Дополняя друг друга, устанавливая не только общие ориентиры, но и конкретные способы актуализации почтительного отношения к людям, принципы этикета создают сложную мозаичную картину взаимного уважения и самоуважения, порождают широкую сеть конкретных правил почтительного поведения. Общее число этих правил очень велико. Это сотни, тысячи единиц. Недаром адыгский этикет относят к числу самых сложных и детально разработанных, наряду с китайским или японским этикетом. Обращая на это внимание, Адиль-Гирей Кешев писал, что рыцарский адыгский этикет не уступал "десяти тысячам китайских церемоний" [5]. Как очевидный факт рассматривают типологическое сходство рыцарского морального кодекса и этикета адыгов не только с китайским, но и с японским этикетом, с кодексом чести японских самураев – бусидо [1].

Вообще, нормы этикета - это довольно сложные культурные комплексы, устанавливающие кто, когда, по отношению к каким лицам может или обязан исполнить определенное коммуникативное или коммуникативно-значимое действие или движение. Нормативно закрепляются средства и каналы коммуникации: естественный язык, жесты, мимиче­ские движения, детали костюма, структурирование времени и пространства, специально приспособленные для передачи уважительного отношения вещи, предметы обихода, устные или письменные послания и т.д. Все это должно быть представлено в учебниках по этике и этикету в развернутом и систематизированном виде.

Точно также в деталях необходимо показать как обслуживает этикет повторяющиеся социальные ситуации общения: внутрисемейное общение, застолье, свадьба, похороны, деловой визит, встреча в пути, купля-продажа и т.д. Взаимодействие в подобных ситуациях осуществляется по определенному этикетно маркированному сценарию, который обеспечивает взаимопонимание, координацию и согласование используемых средств и способов общения.

Обычно в рамках типовых  социальных ситуаций складываются относительно самостоятельные субсистемы или институты этикета, закрепляющие и четко определяющие социальные роли и коммуникативные задачи участников взаимодействия. Например, в свадебном этикете оговаривается как должны вести себя сваты, родители невесты и жениха, сам жених, его дружка, невеста и т.д. Детально расписаны ритуал бракосочетания, церемония ввода невесты в дом жениха, обряд возвращения жениха в родительский дом, церемония его знакомства с родственниками невесты и т.д. Устанавливаются сроки, место, порядок проведения различных свадебных и послесвадебных торжеств, размер калыма, набор традиционных даров.

В соответствии с хорошо отработанными в этикетном отношении сценариями совершались и совершаются религиозные праздники и обряды, а также различного рода визиты: с целью засвидетельствовать свое почтение, проведать больного, выразить соболезнование, поздравить с рождением ребенка и т.д.

Конечно, все это нужно воспринимать и оценивать с точки зрения реалий сегодняшнего дня. Отдельные нормы адыгского этикета, тесно связанные с пройденными этапами исторического развития культуры, с феодальным бытом не соблюдаются и не могут соблюдаться вообще или в достаточно полном объеме. К примеру, практически  безвозвратно ушел  в прошлое детально разработанный, изысканный всаднический этикет, потеряли свою актуальность и значимость  многие элементы внутрисемейного, застольного, свадебного этикета. Это естественный процесс и нужно понимать, что задача состоит не в том, чтобы возродить в полном объеме все нормы традиционного этикета, это и невозможно, и неразумно.

В то же время мы обязаны сохранить основное содержание и гуманистическую направленность адыгского этикета, обеспечивая его постоянное и устойчивое развитие в ногу со временем, со специфическими условиями современного быта.

Особо следует сказать в данной связи, что в  культуру адыгов  постепенно  включаются новые ситуации взаимодействия, которые также нуждаются в этической рационализации и этикетном маркировании: празднование Нового года, дни рождения, годовщины свадьбы, регистрация актов гражданского состояния, день траура по погибшим в русско-кавказской войне, инаугурация президента и т.д. Очень важно выработать единый, понятный и удобный для всех сценарий этих новых форм социального взаимодействия, согласующийся с принципами и установками традиционной этики и этикета.

Необходимо постоянно иметь в виду, что основное предназначение этикета - упорядочение отношений, облегчение контактов, создание в обществе, в группе или в условиях конкретной жизненной ситуа­ции понятной и приятной психологической, духовно-нравственной обстановки и атмосферы. Тем самым этикет противостоит беспорядку и хаосу, обеспечивает преемственность социальных связей, отношений, практик - поддерживает в обществе необходимый для нормального динамичного развития уровень нравственной гигиены и дисциплины. В таком качестве этикет функционирует на протяжении всей истории человечества, не утратив нисколько своей социальной значимости. Поэтому мы можем с полным основанием говорить о данном социальном институте как о завоевании планетарной культуры и общечеловеческом достоянии. Что же касается адыгского этикета, то, несомненно, это существенный вклад не только в общеадыгскую, общекавказскую, но и в мировую культуру.

С учетом всего сказанного и принимая во внимание особую роль этики и этикета в социальной жизни адыгского общества, необходимо выстраивать всю систему нравственного образования и воспитания. В решение этой задачи должны включиться семья, школа, вся сеть куль­турно-просветительских учреждений. Но этого мало. Важно, чтобы проблемы освоения и развития способов этической рационализации мира стали приоритетными в культурной политике государства. Решающее  значение имеет официальное, в том числе и законодательное признание и распределение заключенной в этике и этикете адыгов нравственной идеологии и политики. В частности давно назрела необходимость создания в парламенте и при президентах Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии комиссий по традиционной этике и этикету. Традиционная нравственная культура адыгов при правильном ее осмыслении и использовании способна функционировать с быстрой и  ощутимой пользой и отдачей во всех сферах деятельности: экономической, политической, социальной. Она может стать в этом случае демиургом  социально-экономического чуда, не уступающего экономическому чуду Японии, Германии или Китая.

Однако это лишь возможность, которой современное адыгское общество не пользуется в сущности ни в малейшей степени и почти демонстративно отказывается от этически выверенных способов мышления и поведения. Кстати, больше всего это относится к кабардинцам, к народу, находящемуся в состоянии своего  рода  экзистенциального невроза, когда нет ощущения полноты и глубокого смысла своего существования, нет не только каких-либо важных и хорошо продуманных целей, ориентиров, но даже элементарного желания выявить себя в облагороженной форме, реализовать хотя бы частично свой творческий потенциал. Налицо  кризис самосопереживания и шире кризис культуры себя – беспечное, попустительское отношение к своему внешнему и внутреннему облику и образу, к настоящему и будущему нации.

Отсюда еще один очень важный вывод, который необходимо сделать: этика и этикет, как устоявшиеся, хорошо выверенные способы этической рационализации бытия, могут иметь заметные расхождения с этосом – с господствующими в тот или иной период истории нравами и привычками. В итоге мы получаем  состояние социальных связей, именуемое в социологии реификацией или аномией и, как  следствие этого, расширение масштабов девиантного и в том числе логически и этически неполноценного мышления и поведения. В современном адыгском обществе процессы такого рода зашли очень далеко. Мы стоим перед гуманитарной катастрофой, с которой не может сравниться даже катастрофа русско-кавказской войны.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. 1.Арутюнов С.А. Кавказское застолье как социальный регулятор//Одиссей. Человек в истории. М., 1999.
  2. 2.Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978; Мыжей М. Адыгэ хабзэмрэ ди зэманымрэ. Черкесск, 1980; Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1990; Ханаху Р.А., Цветков О.М. Культурно-этнический феномен адыгагъэ. К постановке проблемы//Философия и социология в республике Адыгея. Вып.1. Майкоп, 1995; Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997.
  3. 3.Бгажноков Б.Х. Этика Ж.Казаноко и духовная атмосфера Кабарды в ХУШ столетии//Жабаги Казаноко. Материалы конференции. Нальчик, 1987.
  4. 4.В Кабардино-Балкарии с подачи работников СМИ этот термин используется в значении "культура", например: щэнхабзэм и министр - "министр культуры". При этом произошла неоправданная подмена данным словом другого, созвучного ему термина - щlэнхабзэ, также предложенного мной (См.: Бгъэжьнокъуэ Б. Адыгэ хабзэ щlэин//1уащхьэмахуэ, 1990, № 2) Следует подчеркнуть в данной связи, что внутренняя форма слова щlэнхабзэ ("приемлемый, предпочтительный, необходимый способ действия") как нельзя лучше отвечает значению слова культура, современным представлениям о содержании данного понятия. В то же время слово щэнхабзэ ("нормы, способы нравственного поведения")  не вполне соответствует значению "культура".
  5. 5.Кешев А. Характер адыгских песен // Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980. С. 125.
  6. 6.Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов н/Д, 1997.
  7. 7.Мамхегова Р.А. Указ. соч. с.7; МафIэдз С.Хь. Адыгэ хабзэ. Налшык, 1997.н.47; Думанов Х.М., Кетов Ю.М. Адыгэ хабзэ и суд в Кабарде во второй половине XVII-XIX в. Нальчик, 2000. с.28;. .: Мафедзев С.Х. Адыги. Обычаи, традиции (Адыгэ хабзэ). С. 9; Думанова Ф.Х. Адыгэ хабзэ// Вестник КБИГИ, Вып.8, Нальчик, 2001,  С. 106.
  8. 8.Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1990. С. 229.
  9. 9.Последняя работа С.Х. Мафедзева  в этом  отношении еще более показателна и может служить хорошим пособием по целиком неверному представлению сути адыгского этикета. См.: Мафедзов С.Х. Адыги. Обычаи, традиции (Адыгэ хабзэ). Нальчик, 2000.
  10. 10.Ханаху Р.А., Цветков О.М. Культурно-этнический феномен адыгагъэ: К постановке проблемы// Философия и социология в республике Адыгея. Вып.1. Майкоп, 1995;Касландзия И.В. Адыгагъэ и апсуара: адыго-абхазские культурно-этнические параллели// Философия и социология в республике Адыгея. Вып.1. Майкоп, 1995; Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999.
  11. 11.Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов н/Д, 1977; Он же: Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989; Загазежев М.Т. Очерки по народной педагогике адыгов. Нальчик, 1996; Мамхегова Р.А. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993; Мэмхэгъ Р. Лъэпкъым и цlыху бгъэсэнум. Налшык,

_____________________________________________________________________________________

Бгажноков Барасбий Хачимович., доктор исторических наук, директор Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН

 

 

 

Яндекс.Метрика
© Адыгейский государственный университет. НИИ комплексных проблем.