Дата публикации

 

УДК 130.2:316.722 (470.621)

ВВК 60.52 (235.7)

Ш 16

Шадже А.Ю., Куква Е.С.

Лаборатория этнокультурных проблем НИИ комплексных проблем АГУ

 

СИНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИЭТНИЧНОГО РЕГИОНА [1]

В статье анализируется социокультурное пространство северокавказского сообщества в контексте современной науки, представляющее собой сложную открытую систему. В условиях модернизации северокавказского общества этнический фактор продолжает играть значимую роль в регионе. Этнокультурные традиции, составляя основу культурной самобытности, остаются наиболее устойчивыми элементами в рассматриваемой системе. Взаимодействие традиций и инноваций на Северном Кавказе рассматривается на примере идентичности как многоуровневого иерархичного образования, объединяющего традиционные и современные типы идентичностей: этнокультурную, региональную, национальную, цивилизационную. Базируясь на различных ценностях, данные типы идентичностей не исключают, а дополняют и укрепляют друг друга.

Ключевые слова: Северный Кавказ, социокультурная система, идентичность, модернизация, традиция, инновация, синергетический подход.

Shadzhe A.Yu., Kukva E.S.

Laboratory of ethnic and cultural problems

A SYNERGISTIC VISION OF DEVELOPMENT OF THE POLYETHNIC REGION

Abstract. The article analyzes the socio-cultural space of the North Caucasian communities in the context of modern science, a complex open system. In the conditions of modernization of North Caucasian society ethnic factor continues to play a significant role in the region. Ethno-cultural traditions, providing a basis for the cultural identity, remain the most stable elements in this system. Interaction of tradition and innovation in the North Caucasus is considered on the example of identity as a multi-level hierarchical institution, combining traditional and modern types of identity: ethnic, cultural, regional, national and civilizational. Based on different values, data types of identity does not exclude, but supplement and strengthen each other.

Keywords: The Northern Caucasus, the socio-cultural system, identity, modernization organization, tradition, innovation, synergetic approach.

Северный Кавказ является сложнейшей, исторически сложившейся гео-, экономико-, политико-, социо-, этнокультурной системой. В ее функционировании важная роль принадлежит этнокультурному разнообразию. В ходе анализа модернизации региона в современных условиях, установлено, что корни этнического самосознания изменяются медленно, особенно эталоны культурной самобытности, формирующие ценностно-мировоззренческие ориентации человека, его миропонимание. Поэтому встает проблема сохранения этнокультурного разнообразия в условиях единой гражданской нации.

В контексте укрепления российской идентичности на Северном Кавказе представляется необходимым переосмысление особенностей формирования и функционирования современного северокавказского общества. Наше обращение к данной проблеме обусловлено необходимостью выявления идентификационной сущности северокавказского общества, что позволит выявить параметры порядка рассматриваемой системы. В связи с этим хотелось бы остановиться на ряде вопросов, касающихся изучения северокавказского общества, безусловно, не претендуя на исчерпывающие ответы.

Характеристика северокавказского общества

В функционировании Северного Кавказа как сложной системы важная роль принадлежит социальному фактору. Представляется, что социальные изменения последних лет в регионе можно понять лишь в контексте общего процесса модернизации России. Но важно учесть и другую сторону, то есть выявить общее в отдельном – особенности формирования и функционирования северокавказского общества. Такую работу считаем возможной, если анализировать социокультурную реальность, что позволит понять этнический фактор и этнический уклад жизни.

Представляется, что изучение традиционных ценностей, сложившихся в социокультурном пространстве, изменений полиэтничного общества имеет важное значение для определения типичных параметров порядка и существующей социодинамики, а также для формирования нелинейного мышления в управлении самоорганизующейся полиэтничной системой и укреплении российской идентичности на Северном Кавказе.

Северный Кавказ рассматривается нами как гомогенное пространство, имеющее физико-географическую, культурную, языковую общность, а также общность хозяйственных структур и общую историческую судьбу, сочетание которых создает уникальную региональную специфику. Важно подчеркнуть то обстоятельство, что Северо-Кавказский регион совпадает с социокультурной таксономией. Этим и оправдано применение в исследовании социокультурного подхода к рассматриваемому региону.

Характеризуя социокультурное пространство регионального сообщества, будем использовать методологию М.С. Кагана: это системно-философское рассмотрение культуры и социокультурного пространства, представляющее собой системно-целостное единство; именно в этом своем качестве оно может и должно быть понятно, объяснено и описано [4,21]. Такой подход позволяет осмыслить региональное социокультурное пространство в целостности, конкретных формах его существования, в строении, функционировании и развитии. И что очень важно – выявить особенности идентификационной сущности северокавказского общества.

На Северном Кавказе исторически оформилось достаточно самобытное социокультурное пространство, генезис которого уходит к историческим корням возникновения кавказских этносов на земле. Несмотря на целостность регионального сообщества, каждый этнос имеет свою культурную модель существования – мировоззренческую картину, которая обуславливает характер отношения человека к миру. Поскольку мы ставим своей задачей выявление специфики социокультурного пространства, а значит, и идентификационной сущности регионального сообщества, то считаем возможным определить разнородные элементы, из которых они складывались как целое.

Отправным положением наших рассуждений служит тот факт, что Северный Кавказ, как и весь Кавказ, является горной территорией и домом крайне оригинальных и ценных цивилизаций. Исключительные природные условия, в которых население этого региона исторически проживает, сформировали соотношения человека и природы, составляющие основу всей цивилизации: характер культуры, тип соотношения человека и общества.

В Хартии горных народов отмечается, что мифы, порожденные этими цивилизациями, ценности, на которых они основаны, их социальные и экономические структуры имеют глубокий отпечаток географического положения. Они также породили культуры, оригинальные и долговременные, как результат территориальной обособленности, благодаря которой происходило их изолированное развитие [10,1-2].

Рассматривая соотношение природы и человека в регионе, необходимо отметить два положения. Первое – данное соотношение может быть выражено в ряде парадигм: привязанность человека к естественной среде, не враждебность человека к природе, а гуманное отношение к ней. Здесь формировалась культурно-экологическая особенность горного образа жизни кавказских народов и экологическое мировоззрение горцев. Тип отношения человека к природе был обусловлен исторически. Эта особенность кавказского менталитета определяла бережное отношение к природе, почитаемое отношение в смысле «культа» земли, пиететное отношение и привязанность к ней, ко всему живому, которое следовало свято оберегать. Об этом свидетельствует многочисленный эмпирический материал.

Ценность прошлого в кавказском сознании, традиционно занимавшая высокое место в системе ценностных приоритетов кавказца, определяла диалогичность природы и человека, формировала экологическое мировоззрение у кавказских народов.

Второе положение – взаимосвязь био- и этносоциокультурного разнообразия. Природное разнообразие повлияло на формирование структуры социальной системы кавказского региона. Этим во многом объясняется то этносоциокультурное разнообразие, которое сложилось в условиях горных и предгорных территорий Кавказа [11,61].

Итак, кавказское общество и социокультурное пространство формировались, разумеется, под влиянием определенных географических условий. В то же время это не означает, что их образование объясняется лишь своеобразием природных особенностей.

Что же является исторической основой генезиса северокавказской общности? И другой вопрос, вытекающий из него: что же делало человека кавказцем?

Понять это можно, опираясь на следующую методологическую схему, являющуюся, по нашему мнению, достаточно обоснованной. Она связана с представлением об «этнических структурах повседневности» – специфических для каждого этноса, привычных, постоянно повторяющихся в непосредственном опыте людей явлениях. Этот уровень обыденности формирует глубинные основы национального самосознания, национальной самобытности личности и составляет основу общесоциологической категории «образ жизни», придавая ему этническую окраску [2,57]. Именно кавказским образом жизни порождены кавказский менталитет, духовные ценности и предопределены все стороны существа кавказца и его бытия: миропонимание, мироощущение, традиционный миропорядок и т.д. Более того, на этой основе складывался механизм взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия кавказских этносов. На этой основе функционировало северокавказское общество.

Следует отметить, что сама жизнь, образ жизни кавказца сформировали ядро системы ценностей не только регионального сообщества, но и идентичности человека в нем. Социокультурная среда формировала социальные коммуникации, специфический тип взаимоотношений людей, социокультурные институты. Сложившиеся ценности и жизненные смыслы включали особое понимание человека, его места и предназначения. Именно базисная система ценностей явилась основой кавказской культуры, которая формировала отношение к идентификации: обозначилась дихотомия «мы» и «они». Появилось понятие «кавказец», наполненное идентификационным содержанием.

Отметим, что иностранцы и русские мыслители, побывавшие на Кавказе, описали свое неоднозначное отношение к образу жизни горцев – это «дикая свобода», составлявшая неотъемлемую часть их естественных прав и жизненных ценностей, в целом мировоззрения. В то же время отмечалась характерная манера поведения, которую называли «рыцарской», подразумевая средневековый западноевропейский менталитет, особенности стиля жизни, поведения, а также этнической психологии кавказцев – свободолюбие, гордость, создававшие особый миропорядок.

В связи с этим хотелось бы отметить одну методологическую особенность: традиционные ценности на Кавказе принадлежали другому типу культуры, не совпадавшей ни с русской, ни с европейской. Поэтому трудно было понять сущность культурной самобытности и самой кавказской культуры.

Итак, осмысление культурной самобытности через «образ жизни» и «стиль жизни» позволяет понять поведение горских народов и специфику их менталитета, а также формирование единого «территориального сообщества» и территориальной идентичности, наполненной смыслом социокультурной среды на Северном Кавказе.

Философское осмысление поставленного вопроса связано с ключевым понятием «система», которая включает в себя наряду с другими подсистемами социальные группы, этносы, этнические культуры и т.д. В саморазвивающихся системах, каковой является социокультурное пространство, по словам В.С. Степина, формируются особые информационные структуры-коды, фиксирующие важные для целостности системы особенности ее взаимодействия со средой («опыт» предшествующих взаимодействий). Эти информационные структуры-коды являются важным компонентом и определяют способы воспроизводимости системы как целого [7,7]. В современной науке такими информационными структурами в социальных системах признаны культура и ее базисные ценности.

Относительно северокавказского социокультурного пространства неизбежен вопрос: можно ли говорить о единой культуре (или целостности культуры), если она состоит из нескольких этнических культур?

Заметим, что на этническом пространстве Северного Кавказа издавна идет естественно-исторический процесс развития и взаимодействия разных этнических культур по принципу их взаимной дополнительности. Этнические культуры существуют здесь не одно столетие, взаимодействуя и взаимопроникая одна в другую. Но важно отметить одну особенность – они (этнические культуры) не утрачивают главных своих различий.

Постулирование единства региональной культуры в многообразии этнических культур, безусловно, не самоцель. Главное, на наш взгляд, понимание того, что культура представляет собой смысловую основу всей жизни. Учет культурной специфики важен еще и потому, что этнокультурные традиции и этнокультурная идентичность составляют основу самобытности, являются системообразующими и наиболее устойчивыми элементами, параметрами порядка, благодаря которым происходит саморазвитие системы. Они формировали социокультурную среду регионального сообщества.

Взаимодействие традиций и инноваций

В результате изменений северокавказского сообщества, безусловно, изменилась региональная идентичность, изменилась базисная система ценностей региональной идентичности, основывающаяся на культуре (этнических культурах). Несмотря на модернизацию северокавказского общества, этнический фактор продолжает играть важную роль в регионе. Ценность сущности культурной самобытности в ее социальном потенциале. Именно поэтому в современной ситуации важно понимание эвристического потенциала этнических культур и его использование в практической жизни. Культурные традиции составляют основу самобытности, являются системообразующими и наиболее устойчивыми элементами, благодаря которым происходит саморазвитие полиэтничного общества как системы.

Понимая правомерность противопоставления традиции инновациям, мы рассматриваем последние в контексте общего понятия «развитие». Сами традиции не статичны, они динамичны. С точки зрения диалектической концепции, традиция становится участником процесса развития, или, как принято говорить, диалога «нового» со «старым». Этим обеспечивается самобытность самого процесса изменения, развития; в его рамках традиция означает возрождение, придавая старым образцам и ценностям новый жизненный смысл [9,279]. В аспекте духовного обновления традиции несут в себе актуальную духовную нагрузку и их сохранение возможно не в чистом виде, а в «снятой» форме

Компромиссная позиция относительно полярности «традиция – современность» высказана Э. Гидденсом. По его мнению, традиции не ушли с модернизацией, а вовлечены в симбиотическую связь с современностью и продолжают жить в самых модернизированных обществах. «Сделка» между традиционностью и современностью произошла в компромиссе между публичной и частной сферами. Социально-политическая (публичная) сфера – демократия, экономика – ушла далеко от традиционности, в приватной сфере – семье, сексуальности – она только усугубилась [12].

Традиции рассматриваются нами как ключ к осмыслению и пониманию других ценностей северокавказского общества, а также как основа новаций. Каждая культура (в зависимости от степени открытости) перенимает, трансформирует какие-то новые формы, которые могут прижиться на ментальной основе народа. Инновация может утвердить себя через культурные традиции. Это определяет место, роль и силу этнокультурных традиций в полиэтничном обществе. Традиции как способ сохранения социокультурного опыта и новации как процесс его обновления могут сосуществовать по принципу дополнительности. Взаимодействие культурных традиций и инноваций не следует ускорять и не следует сдерживать, а направлять, создавая условия для взаимообогащения в самоорганизующейся социальной системе.

Несомненно, идентичность, имеющая основанием традиционный компонент, не может в полном смысле стать критерием современности общества, однако ее разные элементы могут самостоятельно эволюционировать в соответствии с присущей им логикой и «вносить свой вклад в неравномерное развитие структур в рамках общества, определяя специфику его саморазвития» [1,419].

Исследования всегда фиксировали трудномодернизируемый характер северокавказских этносов. Представляется, что северокавказское общество нельзя однозначно определить как традиционное, тем более как модернизационное. Оно существует и саморазвивается в пространстве «традиционность – современность», с разной силой тяготея к тому или иному полюсу своими отдельными секторами. Однако интересующее нас измерение социокультурной трансформации – этническое – это та сфера, которая в большей степени, нежели другие воплощает в себе традиционалистскую парадигму существования. Как отмечалось нами, устойчивость этнических паттернов традиционной культуры лишь в большей степени усиливает самобытность процесса «осовременивания» Северного Кавказа как формы социокультурной трансформации.

Многоуровневая идентичность

Плодотворное, на наш взгляд, соотнесение традиционности и модернизированности возможно в рассмотрении идентичности как многоуровневого иерархичного образования в континууме «традиционность – современность», которое реализуется через сосуществование традиционных субэтнической, этнической, региональной и современной национальной идентичностей.

Концепция многоуровневой идентичности разработана исследовательским коллективом при участии авторов [5]. Структура такой идентичности выражена несколькими уровнями: этническим, региональным, национальным, цивилизационным и др. Концепция допускает их возможность взаимно дополнять друг друга, сосуществовать, иметь в разной степени актуализированными те или иные уровни в зависимости от социального контекста. Благодаря своей открытости структура многоуровневой идентичности способна «дробиться» на подуровни, прирастать новыми уровнями, а также «открываться» для новых видов идентичности по горизонтали. При этом открытость действует по принципу полилога, выстраивая взаимодействия как внутри системы – между уровнями, так и с другими системами, внешними по отношению к изучаемой. Так, границы между уровнями то устанавливаются, то стираются. Используется термин "трансгрессия", т.е. постоянный самопереход или перетекание пограничья для обозначения современного характера идентичности [8,57]. К примеру, даже этнический уровень идентичности – один из самых традиционных, или в большей степени закрытых, анализируемый именно в структуре многоуровневой идентичности, демонстрирует свойства открытости. В частности, этническая идентичность может сочетаться с региональной, национальной, цивилизационной как часть и целое – она встраивается в них. На это положение опирается концепция многоуровневой идентичности: каждый последующий уровень, вступая в диалог с предыдущим, обогатившись его креативным потенциалом, приобретает большую устойчивость и этим повышает свое интегративное значение и способствует большей устойчивости общности и общества в целом.

Трансгрессия предполагает и обратную зависимость. Национальная российская идентичность, помимо иных, образующих ее маркеров, основывается также на ценности полиэтничности как одной из базовых социокультурных характеристик российского общества. Речь идет о том, что национальная идентичность открыта принятию всего многообразия этнических идентичностей на российском пространстве, «вбирает» их в себя.

Многоуровневая идентичность как система открыта также и внешним по отношению к ней системам. Можно говорить о расширении идентификационных предпочтений за счет солидаризации, с одной стороны, с более крупными общностями, вплоть до всего человечества (открытость макроуровня к мегауровню меняющихся управляющих параметров системы) [3]. С другой стороны – укреплению базовых идентичностей с малыми группами – семьей, общиной, местным сообществом, что является психологическим ответом на потерю идентификационных ориентиров в условиях нарастающей глобализации (открытость макроуровня к микроуровню при фиксированных управляющих параметрах).

Открытость с характерным перетеканием границ между уровнями идентичности делает применимым к последней принцип синергии - суммирующего эффекта взаимодействия двух или более факторов, характеризующегося тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы [6]. Идентификационный потенциал данной структуры в целом во многом более значим для персональных и групповых субъектов, так как способствует 1) обретению уверенности в себе, 2) обретению самопонимания в меняющемся мире, 3) интеграции на каждом из идентификационных уровней. Очевидно, что представленная в виде данной структуры, а также артикулируемая многоуровневость позволит достигнуть этих показателей с эффектом эмерджентности, значительно быстрее и эффективнее. Этническая идентичность, будучи усиленной региональной северокавказской, равно как и манифестируемая в контексте российской национальной идентичности, позволит эффективнее солидаризироваться на цивилизационном, геополитическом пространствах. Таким образом, применение принципа эмерджентности к анализу динамического единства многоуровневой идентичности открывает возможности для исследования ее интегративного потенциала, усиленного многократно.

Подводя итог: переосмысление модернизирующегося северокавказского общества в контексте постнеклассической науки позволяет понять, что на его функционирование и социальное жизнеустройство народов активное влияние оказывает поддержание этнического фактора. Методологическое обстоятельство, помогающее в этом, - системное рассмотрение единства региональной культуры, ядром которой выступают традиционные ценности.

Связь традиций и этничности на Северном Кавказе вполне естественна, поскольку последняя здесь практически полностью соответствует матрице традиционной социокультурной системы. Познавательные возможности синергетической методологии применительно к многоуровневой идентичности, рассматриваемой в качестве нелинейной самоорганизующейся системы, делают возможным участие в самоорганизации процессов управления, в частности укрепления российской национальной идентичности, в том числе через малые воздействия.

Литература

1. Богатырева Т.Г. Синергетика глобализационных социокультурных процессов и культурная политика // Глобализация: синергетический подход. М.: РАГС, 2002.- С.414-421.

2. Бороноев А.О., Скворцов Н.Г. Этнос и личность // Человек в зеркале наук. СПб., 1993. С. 49-61.

3. Буданов В. Методология синергетики в постнеклассической науке: принципы и перспективы [Электронный ресурс] // Снергетика. Сайт С.П. Курдюмова: [сайт]. [2007]. URL: http://spkurdyumov>.narod.ru/ budddannn.htm (дата обращения: 9.02.2012).

4. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. –416 с.

5. Многоуровневая идентичность / З.А. Жаде, Е.С. Куква, С.А. Ляушева, А.Ю. Шадже. М.; Майкоп, 2006. – 245 с.; Российская идентичность на Северном Кавказе / З.А. Жаде, Е.С. Куква, С.А. Ляушева, А.Ю. Шадже. М.; Майкоп, 2010 – 248 с.

6. Принцип синергии [Электронный ресурс] // Википедия: [сайт]. [2007]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki. (дата обращения: 9.02.2012).

7. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. 2003. № 8. – С.5-17.

8. Сурова Е.Э. Идентичность, идентификация и идентификационные модели // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2008. Вып. 3. С. 56-67.

9. Толстых В.И. Цивилизация и модернизация в контексте глобализации // Философия, наука, цивилизация. М.: Эдиториал УРСС, 1999.- С.270-283.

10. Хартия горных народов // Горы Евразии. Известия. Приложение. 2000. №2.- С.1-9.

11. Шадже А.Ю., Дамениа О.Н. Динамика социокультурных трансформаций на Северном Кавказе // Социально-гуманитарные знания. М., 2002. №5.- С.59-71.

12. Giddens A. The Director’s Lecture. Ranaway World: The Peith Lectures revizited. Lecture 3. 24 Nov.1999. [Электронный ресурс] // BBC Radio: [сайт]. [2004] URL: http://www.bbc.co.uk/radio4/reith1999/ lecture3.shtml. (дата обращения: 9.02.2012).

_____________________________________________________________________________

Шадже Асиет Юсуфовна, доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИИ комплексных проблем АГУ, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Куква Елена Сергеевна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник НИИ комплексных проблем, e-mail: kukva@rambler.ru

Лаборатория этнокультурных проблем НИИ комплексных проблем АГУ



[1]              Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований,

                проекты № 11-06-00098-а и № 12-06-31146 мол_а

Яндекс.Метрика
© Адыгейский государственный университет. НИИ комплексных проблем.