Дата публикации

 

УДК 338.48(470.621)

ББК 65.433 (2Рос. Ады)

К 36

Керашев А.А., Захарова Е.Н., Мокрушин А.А.

Лаборатория региональных проблем социально-экономического развития

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация: В статье раскрыта роль и функциональные особенности межрегиональных особых экономических зон в структурной модернизации хозяйственного пространства России. Выделены возможности кластерной структуры и особой экономической зоны межрегионального уровня в развитии туристско-рекреационного подкомплекса сопредельных регионов Юга России – Республики Адыгея и Краснодарского края.

Ключевые слова: межрегиональная особая экономическая зона, кластер, инструмент, территориальное развитие, туристско-рекреационный подкомплекс, Республика Адыгея, Краснодарский край.

Kerashev A.A., Zakharova E.N., Mokrushin A.A.

Laboratory of Regional Problems of Social and Economic Development

INTERREGIONAL SPECIAL ECONOMIC ZONE AS A TOOL TO DEVELOP THE TERRITORY

Abstract: This paper discusses the role and functional features of interregional special economic zones in structural modernization of economic space of Russia. Specific attention is given to the possibilities of cluster structure and special economic zone of interregional level in development of a tourist and recreational subcomplex in adjacent regions of the South of Russia – the Republic of Adyghea and Krasnodar Territory.

Keywords: interregional special economic zone, cluster, tool, territorial development, tourist and recreational subcomplex, Republic of Adyghea, Krasnodar Territory.

Одной из ключевых проблем территориального развития современной России является проблема эффективной структурной организации хозяйственного пространства. При этом возможности развития туристической отрасли на Юге России во многом связаны с потенциалом новых форм ее структурной организации – кластерной структуры и особой экономической зоны (регионального и межрегионального характера). Раскроем потенциал кластерной формы и особой экономической зоны в структурной модернизации туристической отрасли Республики Адыгея, способствующей активизации инвестиционных процессов, развитию межрегионального интеграционного сотрудничества.

Следует отметить, что Республика Адыгея входит в состав Южного федерального округа, расположена внутри Краснодарского края и не имеет границ с другими субъектами РФ. Климатические условия региона позволяют развивать горнолыжные курорты, реализовать соответствующий туристско-рекреационный потенциал. На территории республики имеется сеть особо охраняемых территорий, имеющих научно-культурное, рекреационное, оздоровительное значение. Она включает в себя: государственный биосферный заповедник, природный парк, 2 ботанических заказника, памятники культуры регионального и местного значения. 4 особо охраняемых природных территорий регионального значения, включенных в Список всемирного природного наследия. В данном контексте основной акцент региональной экономической политики Республики Адыгея делается на создание конкурентоспособного санаторно-туристского кластера (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010г. №833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея»). Создание туристско-рекреационных кластеров позволяет реализовать в пространстве Южного федерального округа возможности, заложенные в глобальных инвестиционных проектах зимней Олимпиады 2014г. и чемпионата мира по футболу 2018г.

К факторам, способствующим становлению санаторно-туристского кластера в Республике Адыгея, относятся:

­   уникальный природно-рекреационный потенциал, наличие богатого исторического и культурного наследия;

­   наличие возможностей для формирования системы подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации персонала; наличие крупных инвестиционных проектов с подтверждённым финансированием;

­   возможность использования межрегиональных связей и связей с соотечественниками за рубежом в продвижении республиканских туристических продуктов;

­   возможность использования накопленного мирового опыта по информационному обеспечению продвижения туристского потенциала республики и маркетинга турпродуктов.

Вместе с тем, среди факторов, осложняющих развитие туристского кластера, следует выделить: недостаточное развитие туристской инфраструктуры; высокую долю теневого сектора в сфере туризма; отсутствие научно обоснованной стратегии развития туризма и продвижения туристского бренда Республики Адыгея [1].

В настоящий момент в состав туристической отрасли Республики Адыгея входят 48 организаций, осуществляющих деятельность в сфере предоставления туристских и санаторных услуг, в том числе: гостиницы, санатории, туристические базы, детские лагеря; предприятия общественного питания; торговые и развлекательные учреждения; предприятия малого бизнеса и индивидуальные предприниматели, оказывающие спектр туристических услуг в качестве гидов, экскурсоводов, инструкторов; образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров; транспортные компании. При этом текущее состояние туристической отрасли Республики Адыгея не позволяет в полной мере справиться с туристическим потоком, что сказывается на качестве оказываемых услуг.

Учитывая основные факторы, влияющие на развитие туристического кластера в Республике Адыгея, в качестве основных направлений концентрации ресурсов можно выбрать следующие виды туризма (в порядке приоритетности): развитие индустрии активного отдыха (прежде всего горнолыжного); развитие экскурсионного обслуживания; развитие санаторно-курортного комплекса; развитие социального туризма.

Предполагается, что основой кластера активного горного отдыха станут горнолыжные комплексы на плато Лаго-Наки, туристическая инфраструктура в поселке Каменномостский – «Хаджох». Вместе с тем, дальнейшее развитие туристического кластера потребует формирования локализованных территорий, которые должны характеризоваться рядом требований:

­   высоким уровнем концентрации увязанных между собой объектов туристского показа, позволяющих за счёт их комбинирования в составе различных комплексных туров создавать значительную добавленную стоимость;

­   относительно высоким уровнем концентрации трудовых ресурсов с соответствующим уровнем квалификации;

­   развитой туристской, инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой;

­   наличием разветвлённых кооперационных связей у туристских компаний и организаций в сфере туристской инфраструктуры с одновременным существованием внутренней конкурентной среды.

Эффективность реализации кластерных инициатив в санаторно-туристском подкомплексе республики во многом обусловлена уровнем участия вертикально интегрированных корпораций (ВИК). В данном контексте кластерная структура выступает одной из форм взаимодействия ВИК с региональной туристско-рекреационной подсистемой. Для процесса взаимодействия ВИК и региональных экономических систем кластеры служат точками роста локального рынка территорий, поскольку развитие различных бизнесов, взаимосвязи созданных ВИК в пространстве региона территориально-отраслевых комплексов друг с другом, а также развитие соответствующей инфраструктуры обеспечивают синергетический эффект в системном социально-экономическом развитии территории [2].

Опираясь на концепцию конкурентного ромба М. Портера, выделим основные детерминанты конкурентных преимуществ, складывающихся в пределах кластерной формы территориальной организации бизнеса:

­  факторы и общие условия осуществления бизнес процессов: человеческие и природные ресурсы, научный и технологический потенциал, финансовый капитал, социально-экономическая инфраструктура, параметры качества жизни постоянного населения данной территории и др.;

­  факторы и условия внутреннего спроса: качество спроса, его структура, динамика изменения структуры потребностей и др.;

­  условия взаимодействия со смежными и сервисными бизнесами (кластеры отраслей): сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий;

­  институциональные и организационные факторы: стратегия и структура фирм, параметры конкуренции, институты развития кластеров, способы их организации, механизмы менеджмента и др.

Представляется, что многие инструменты развития туристической отрасли Республики Адыгея относятся к процессу интеграционного взаимодействия с региональной системой соседнего, по многим параметрам лидирующего в Южном федеральном округе, Краснодарского края. Вместе с тем результаты анализа интеграционного взаимодействия региональных систем Юга России в рамках формирования и развития туристического кластера свидетельствуют о необходимости обоснования и реализации качественно новых форм данного взаимодействия, обладающих потенциалом его интенсификации – особых экономических зон.

Особые экономические зоны относятся к числу новых форм интеграционного взаимодействия, возникших в последние годы. Их возникновение и развитие свидетельствуют о существенном потенциале интеграционного взаимодействия, которым обладают указанные формы, а также о последовательном разветвлении множества особых экономических зон. Отметим, что в действующих нормативных документах они не упоминаются. Вместе с тем перечень особых экономических зон открыт и пополняется – достаточно упомянуть особые рекреационно-туристические зоны, сформированные недавно в городах Анапе, Геленджике и Сочи Краснодарского края. Возможно также создание аналогичной особой экономической зоны на базе двух смежных регионов, имеющих исторически сложившиеся социально-экономические и культурные связи – Краснодарского края и Республики Адыгея.

Главными аспектами потенциального эффекта от формирования межрегиональной особой экономической зоны являются: не ущемляющий интересы обоих регионов режим землепользования; возможность эффективного и справедливого распределения финансовых результатов интеграционного взаимодействия; возможность преодоления достаточно высоких межрегиональных барьеров на пути товарных, капитальных и людских потоков; снижение трансакционных издержек субъектов процесса освоения выделенной для особой зоны территории; повышение инвестиционной привлекательности выделенной территории; «патронаж» над проектом, осуществляемый как со стороны федерального центра, так и со стороны обоих заинтересованных регионов.

Необходимо учитывать также эффект инвестиционной мультипликации, который неизбежно сформируется в региональных системах Краснодарского края и Адыгеи. В частности, в процессе реализации глобальных инвестиционных проектов происходит локализация особого пространства активного интеграционного взаимодействия региональных систем, имеющих общую административную границу или композиционно анклавных по отношению друг к другу. Указанные условия имеют место применительно к интеграционному взаимодействию Краснодарского края и Республики Адыгея.

Выделим следующие предпосылки локализации отношений, которые складываются в указанном пространстве:

­  концентрация элементов потенциала интеграционного взаимодействия регионов;

­  природные и социальные условия интенсификации интеграционного взаимодействия;

­  ограничения распространения данного процесса на другие территории [3, 4].

Вместе с тем, указанные предпосылки не обладают механизмом спонтанной реализации и нуждаются в институциональной организации и поддержке. Правомерен вывод о том, что локализация особого пространства активного интеграционного взаимодействия региональных систем формирует потребность в утверждении особого статуса данного пространства – особой интеграционной экономической зоны, образующейся в процессе реализации глобальных инвестиционных проектов и обладающей высокой инвестиционной привлекательностью. Указанный статус особой экономической зоны позволяет специфицировать региональную социально-экономическую политику с целью эффективной реализации глобальных инвестиционных проектов и получения масштабного синергетического эффекта от межрегионального интеграционного взаимодействия. Межрегиональная особая экономическая зона представляет собой инновационную форму трансрегионального структурного образования, открывающее дополнительные возможности для развития территориальных экономических систем современной России: укрепление системного качества отношений во внутренней среде; эффективная структуризация внутренней среды территориальной экономической системы; новый импульс развития процессов дифференциации и интеграции в пространстве территории; выход на новый уровень конкурентоспособности территориальной экономической системы.

Литература:

1. Керашев А.А. Функциональное содержание и принципы управления макрорегиональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием / А.А. Керашев. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2005.

2. Мокрушин А.А. Взаимодействие вертикально интегрированных корпораций с региональными экономическими системами современной России: функции, формы, стратегии управления: монография / А.А. Мокрушин. – М.: Вузовская книга, 2011.

3. Азар В. Структурная перестройка туристского рынка России// Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. №9.

4. Мартышенко С.Н., Гусев Е.Г. Модели формирования структурных сдвигов регионального туристского комплекса // Регион: экономика и социология. 2007. №4.

_______________________________________________________________________________

Керашев Анзаур Асланбекович, доктор экономических наук, профессор, директор Майкопского государственного гуманитарно-технического колледжа Адыгейского государственного университета, заведующий лабораторией региональных проблем оциально-экономичкского развития тел.: (8772) 57 07 63, e-mail: kerashev@mail.ru.

Захарова Елена Николаевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления Адыгейского государственного университета, экономист лаборатории региональных проблем оциально-экономичкского развития, тел.: (8772) 59 39 86, e-mail: zahar-e@yandex.ru.

Мокрушин Александр Александрович, доктор экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, экономист лаборатории региональных проблем оциально-экономичкского развития, г. Майкоп. Тел.: (8772) 59 39 52, e-mail: mokrushin_alex@inbox.ru.

Лаборатория региональных проблем социально-экономического развития

Яндекс.Метрика
© Адыгейский государственный университет. НИИ комплексных проблем.