Дата публикации

 

УДК 613.2/.3

ББК 51.230.2

Ц 59

Цикуниб А. Д., Дьяченко Ю.А., Езлю Ф. Н.

Лаборатория нутрициологии и экологии НИИ комплексных проблем АГУ

 

ПИЩЕВАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

 

Проведен мониторинг структуры и качества питания старшеклассников и студентов. Выявлены нарушения режима питания, установлены региональные особенности потребления основных групп пищевых продуктов, определен макро- и микронутриентный состав рационов. Оценен уровень знаний школьников и студентов по вопросам здорового питания.

Ключевые слова: пищевое поведение, нутриционный статус, макронутриенты, микронутриентны, фактическое питание, школа-семинар «Учимся здоровому питанию».

Tsikunib A.D., Dyachenko Y.A., Ezlyu F.N.

Nutrition and Environment Laboratory, of Scientific Research Institute of complex Problems of Adyghe State University

 

NUTRITIONAL AND BIOLOGICAL VALUE OF THE ACTUAL SUPPLY

LEARNERS REPUBLIC OF ADYGEA

 

Monitored the structure and quality of food and high school students. Disturbances diet, established regional characteristics of consumption of basic food groups, certain macro-and micronutrient composition of diets. Assess the level of knowledge of pupils and students about healthy eating.

Keywords: feeding behavior, nutritional status, macronutrients, micronutrient, Workshop "Learning to healthy eating".

Питание является одним из важнейших факторов, влияющих на здоровье человека. От качества питания зависит умственная и физическая работоспособность, интеллект, память и чем моложе организм, тем эта зависимость значительнее [2,4,8]. Мониторинг питания и здоровья населения на основе проведения специальных исследований индивидуального питания определен одним из приоритетных направлений государственной политики в области здорового питания, предусмотренным «Основами государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года», утвержденными Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 1873-р.

Целью исследования явилось изучение уровня знаний школьников и студентов по вопросам здорового питания, оценка пищевого поведения и адекватности питания обучающихся физиологическим нормам.

Материалы и методы

С помощью специально разработанных анкет изучены уровень знаний и пищевое поведение школьников (n=45) и студентов (n=30) Республики Адыгея, из них у 12 школьников и 17 студентов в осенне-зимний период изучено фактическое питание методом анализа частоты потребления пищи. Рационы оценивали по 17 показателям химического состава. Содержание нутриентов в рационах рассчитывали по «Таблицам химического состава и энергетической ценности пищевых продуктов» [5] и оценивали соответствие физиологическим нормам, руководствуясь рекомендациями Института питания РАМН [3].

Результаты исследования

Изучение режима питания старшеклассников и студентов выявило нарушения физиологических норм: отсутствие завтрака (33±5,4%) и обеда (21±2,4%), легкие перекусы вместо полноценного обеда (52±1,8%), поздний и насыщенный ужин (68±4,5%). Питание большинства обследованных однообразно, несбалансированно по важнейшим группам пищевых продуктов. К наиболее часто потребляемым продуктам относятся хлебопродукты (5 и более раз в день), макаронные изделия и картофель (2-3 раза в неделю), а так же кондитерские изделия (1-2 раза в день). В исследованных рационах очень низко содержание молочных продуктов, в основном они представлены йогуртом или сырами. Ежедневно кисломолочные продукты потребляют лишь 37%. В рационах практически отсутствуют блюда из натурального мяса, в основном данная группа продуктов представлена различными колбасами и сосисками, мясными начинками, которые содержат меньше полноценного белка, витаминов и микроэлементов, но могут включать значительные количество животного жира, а также растительный белок, красители и консерванты [7]. Серьезные проблемы выявились в потреблении рыбы, рыбопродуктов и в особенности морепродуктов: 66 % обучающихся ни разу в неделю не употребляют рыбу и 97 % - морепродукты. Известно, что рыбопродукты богаты полноценным белком, железом, жирорастворимыми витаминами, ω-3 жирными кислотами, а морепродукты – йодом, микроэлементом, обеспечивающим умственную деятельность [1,4, 8, 9]. Установлено увлечение тонизирующими и энергетическими напитками, гамбургерами, чипсами, фэст-фудом. Обращает внимание крайне редкое (1-2 раза в месяц) потребление продуктов национальной кухни, к химическому составу которых наиболее адаптированы ферментные системы организма [6].

Несомненно, структура потребления пищевых продуктов оказала влияние на энергоемкость пищи и ее количественный и качественный макро- и микронутриентный состав (табл. 1).

Как видно из таблицы, общее содержание белка в исследованных рационах питания близко к рекомендуемым нормам потребления, однако содержание белка животного происхождения у большинства ниже нормы на 32,5 %. Фактически недостаток животного белка видимо больше, так как мясная компонента рационов представлена продуктами, в которых, как было отмечено выше, значительная часть зачастую заменяется на растительный белок, чаще соевый, и учесть это очень сложно.

Таблица 1 – Содержание основных пищевых веществ и энергии в исследованных рационах

 

Показатель

Нормы

физиологических потребностей

Содержание в рационе, n±m

Крайние значения

Количество обследованных с отклонениями в рационе от нормы, %

min

max

больше нормы

меньше нормы

Энергетическая

ценность

2000

2332,8±360,1

1516,5

2857,6

+76,5

-17,6

Белки, г

61

63,5±10,6

42,5

84,4

+47,0

-17,6

Жиры, г

67

75,9±22,3

40,7

126,5

+52,9

-35,3

Углеводы, г

289

344,5±70,0

200,5

493,7

+58,8

-5,9

Содержание жиров в исследованных рационах, в среднем, выше нормы на 13,3 %, однако, у 53% обследованных содержание жиров в рационе превышало норму в 1,4 раза. Причем можно предположить, учитывая избыточное содержание в рационе кондитерских изделий, что жировая компонента представлена преимущественно восстановленными растительными жирами, которые могут содержать транс-изомеры жирных кислот, небезопасные для здоровья.

Превышение норм потребления установлено и для углеводов (в 1,3 раза у 59%). Квота углеводов формируется в основном за счет быстро усваиваемых углеводов, преимущественно сахарозы (в виде добавляемого сахара и в составе кондитерских изделий). Так, содержание сахара в исследованных рационах составило в среднем 140 г или 24 % от энергоемкости суточного рациона при рекомендуемом 10%.

Макронутриентный состав определил калорийность рационов, который составил 2332,8±360,1 ккал. У большинства обследованных (77%) калорийность рационов в 1,3 раза выше фактических энерготрат, и требует снижения за счет квоты углеводов и жиров.

Нарушения в структуре питания обучающихся оказали негативное влияние на витаминный и минеральный составы рационов. Так, количественное содержание витаминов, выполняющих важнейшую роль в обменных процессах в организме, значительно ниже рекомендуемых величин, как в рационах школьников, так и в рационах студентов (рис.1).

j1 1

Рис.1 – Отклонения от нормы потребления витаминов у обследованных групп

 

Как видно из рисунка, выявлен низкий уровень потребления для таких водорастворимых витаминов как витамины В1 (в 1,4 раза у 45 %) и В2 (1,4 раза у 50 %). Содержание жирорастворимых витаминов и β - каротина в изученных рационах также не соответствует физиологическим нормам, так как источники витамина Е - растительные масла и орехи, витамина А- рыбопродукты, натуральные сливки и печень, β- каротина – морковь и другие оранжевые фрукты и овощи недостаточно представлены в рационах питания обучающихся. Так, низкий уровень потребления β-каратина в 1,4 раза ниже нормы выявлен у 72%, витамина А - в1,5 раза у 87% и токоферола - в 1,3 раза у 41%.

Незаменимыми факторами питания являются также минеральные вещества. Анализ содержания отдельных минеральных веществ в рационах питания показал их разбалансированность. Увеличено потребление таких элементов как натрий в 2,4 раза у 100%, фосфор - в 1,4 раза у 77%. В то же время отмечается низкий уровень поступления с пищей магния - в 1,3 раза у 88%, кальция -в 1,4 раза у 88%, железа -в 1,2 раза у 59%. (рис.2)j1 2 

 

Рис. 2 – Отклонения от нормы в потреблении минеральных веществ

 

Нарушения питания обусловлены, в том числе недостаточной информированностью школьников и студентов по вопросам здорового питания, о чем свидетельствуют результаты анкетирования. В первую очередь нас интересовало, знают ли старшеклассники и студенты о «физиологически обоснованном количестве приемов пищи в день». Как видно из табл.2 мнения разделились.

 

Таблица 2 – Кратность приемов пищи в день, предложенная опрошенными респондентами


2 раза/день  

3 раза/день  

4 раза/день  

5 раз/день

10,%

55,0%

25,0%

10,%

 

Несмотря на то, что большинство опрошенных знает, что для обеспечения нормальной жизнедеятельности необходим как минимум трехразовый прием пищи, фактически, как было обсуждено ранее, режим питания часто нарушается. Причинами нарушения режима питания 60% назвали нехватку времени, 35% -нехватку денег и 5 % - осознанные диетологические ограничения (преимущественно девушки для похудания).

Чтобы организм получил все необходимые для нормальной жизнедеятельности ингредиенты питание человека должно быть разнообразным, т.е. содержать важнейшие группы пищевых продуктов. Ответы на вопрос «какие основные группы пищевых продуктов должны обязательно содержаться в рационе питания» позволили выявить не только знания, но и диетологические предпочтения, которые выглядят следующим образом (рис.3):

Screenshot 1


Рис. 3 – Перечень основных групп пищевых продуктов ежедневного потребления,       названных опрошенными

 

Как и в предыдущем случае, перечень названных продуктов не соответствует перечню продуктов реально потребляемых. Минеральные вещества являются незаменимыми факторами питания. Принято считать незаменимыми 21 минеральный элемент. На предложение «назвать минеральные вещества, которые обязательно должны поступать с пищей» 13 % респондентов смогли назвать всего 7 элементов, остальные - по 4-5 элемента. В табл.3 представлен перечень названных минеральных веществ, по убыванию рейтинга, т. е количества лиц их назвавших.

Таблица 3 – Перечень минеральных веществ, названных респондентами

Screenshot 2

 

Еще меньше информированы обучающиеся о пищевых источниках минеральных веществ. Правильно «перечислить не менее трех пищевых продуктов, являющихся основными источниками» Ca смогли 80 % респондентов, К и Fe – 38%, P и Mg – 13 %.       Все опрошенные знают о необходимости содержания в пищевых продуктах витаминов, однако какие витамины и в каких количествах большинство затрудняется ответить. В табл.4 представлен перечень витаминов, по убыванию рейтинга, т. е количества лиц их назвавших.

 

Таблица 4 – Рейтинг известности витаминов по ответам респондентов

Водорастворимые витамины

Жирорастворимы витамины

В9

В12

В6

РР

В2

В1

C

Е

Д

А

0%

0%

0%

20%

60%

80%

100%

40%

80%

90%

 

Однако, «назвать не менее трех пищевых продуктов, являющихся основными источниками конкретного витамина» опрошенные затрудняются, имеют только общее представление об источниках витаминов. 100% в качестве основного источника витаминов называют фрукты, 80% - овощи.

Заключение

Установленный низкий уровень знаний по вопросам оптимального питания, роли отдельных макро- и микронутриентов в обеспечении физической работоспособности и здоровья, а также выявленные нарушения в структуре и качестве питания, послужили аргументом для разработки методических материалов в помощь учителям 8-11 классов: «Белки - основа здорового питания», «Углеводы в питании школьников», «Йод – основа здоровья школьников», «Традиционное питание, как компонент формирования культуры здорового питания», а также организации и проведения выездной школы-семинара «Учимся здоровому питанию», в работе которого приняло участие 615 человек, в том числе 480 учащихся старших классов.

 

Литература

1. Контроль программы профилактики йоддефицитных заболеваний путем всеобщего йодирования соли. Методические указания МУ 2.3.7.1064-01;

2. Мартинчик, А.Н. Общая нутрициология / А.Н. Мартинчик, И.В. Маев, О.О. Янушевич.- М.: МЕДпресс-информ, 2005- С.273.

3. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Утв. 18. 12.2008 г.- 27 с.

4. Недостаточность йода и ее последствия у населения европейских стран / Бюллетень ВОЗ, 1989 г.- том 67, № 3. с 1-112

5. Химический состав пищевых продуктов: Кн. 1: Справочные таблицы содержания основных пищевых веществ и энергетической ценности пищевых продуктов / Под ред. И.М. Скурихина, М.Н. Волгарева. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Агропромиздат, 1987. - 224 с.

6. Цикуниб А.Д., Агиров А.Х., Цику Р.Х.Традиции и адаптационные свойства пищи– Майкоп, 1998. – 68 с.

7. Цикуниб А.Д., Юдина Т.В., Истомин А.В. Медико-биологические проблемы взаимосвязи качества продуктов питания и состояние свободно-радикального окисления в организме// Вопросы питания. – 2000. – Т. 69, № 5.– С. 28-31.

8. Soriguer, F. Iodine concentration in cow’s milk and its relation with urinary iodine concentrations in the population / F. Soriguer, C. Gutierrez-Repiso, S. Gonzalez-Romero // Clinical Nutrition 30. - 2011. - Р. 44-48.

9. Zimmermann Michael, B. Iodine requirements and the risks and benefits of correcting iodine deficiency in populations /B.Zimmermann Michael. //Journal of Trace Elements in Medicine and Biology 22.-2008.- Р. 81–92

__________________________________________________________________

Цикуниб Аминет Джахфаровна, доктор биологических наук, профессор, директор НИИ комплексных проблем АГУ, зав. лабораторией, тел. 8928461725, e-mail: cikunib58@mail.ru

Дьяченко Юлия Александровна, эксперт-биохимик, аспирант, тел. 89284679097, e-mail: jesi-001@mail.ru

Езлю Фатима Нурбиевна, химик-аналитик, тел. 89183278621, e-mail: fatma1609@yandex.ru

Лаборатория нутрициологии и экологии НИИ комплексных проблем АГУ

 

Яндекс.Метрика
© Адыгейский государственный университет. НИИ комплексных проблем.