УДК  159.922.7:78

ББК  88.4

Г  67

Горбачева Анна Сергеевна

              Центр социально-психологических проблем НИИ комплексных проблем АГУ

МОТИВАЦИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию мотивации получения подростками музыкального образования. Обозначена проблема ранней профессионализации, приведены результаты анализа корреляционных связей мотивации с адаптивностью, особенностями проявления личностных компонентов ответственности, тревожностью и взаимоотношениями с близкими.

Ключевые слова: ранняя профессионализация, подростки-музыканты, мотивация, субъектность, музыкальное образование.

 

Gorbacheva Anna Sergeevna,

Center for Social and Psychological Problems Institute of complex problems at

 Adyghe State University

 

THE MOTIVATION OF ADOLESCENTS TO GET MUSIC EDUCATION

IN CONDITIONS OF EARLY PROFESSIONALIZATION

 

Abstract. The article focuses upon motivation of adolescents to get receiving music education. The author puts the problem of early professionalization and provides the results of analysis of correlations between motivation and the adaptability, features of manifestation of the personality components of responsibility, anxiety and relationships with relatives.

 

Keywords: early professionalization, adolescent musicians, motivation, subjectness, musical education.

 

Важным условием достижения личностью высоких результатов в инструментальном и вокальном музыкально-исполнительском искусстве является ее включение в раннюю профессионализацию, под которой подразумевается включение личности в профессиональное развитие в детском возрасте [1], то есть во временные сроки, не являющиеся типичными для профессионального развития. В этом случае формирование профессионализма совпадает по времени с получением основного общего образования, освоением системы социальных отношений, что может быть фактором изменения нормативных возрастных особенностей взросления будущих музыкантов [2].

Понятие мотивации в данной статье рассматривается как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задающих границы и формы деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. При этом внутренняя мотивация обусловлена желаниями и потребностями самой личности, а внешняя – формируется под влиянием внешних обстоятельств. В теориях самодетерминации в мотивационной сфере выделяют также цели, которые имеют внешнее происхождение, но интернализованы и воспринимаются уже как собственные [3].

Для выявления мотивации обучения в музыкальной школе был составлен опросник, состоящий из 21 высказывания, которые можно разделить на 5 блоков: мотивационная направленность на собственное благополучие, на содержание или процесс учебной деятельности, на результат деятельности, на признание и на будущее самоопределение, то есть перспективы.

Для определения личностных факторов, связанных с мотивацией получения подростками музыкального образования, было проведено эмпирическое исследование с использованием опросников «Социально-психологическая адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда, «Ответственность» В.П. Прядеина, «Анализ социально-психологических связей» Н.В. Кузьминой, «Шкала социально-ситуационной тревоги» А. Кондаша. Корреляционные связи между результатами диагностики рассчитывались по коэффициенту корреляции производного значения Пирсона с помощью программы Microsoft Excel.

Эмпирической базой исследования выступили 126 учащихся, получающих музыкальное образование в детских школах искусств № 1 (n=26) и № 6 (n=28) города Майкопа, Тульской ДШИ (n=24) Майкопского района, Гиагинской ДШИ (n=10), Новокубанской ДМШ (n=20) и ДМШ им. И.Е. Каптана г. Белореченска (n=12) в возрасте от 11 до 16 лет (98 девочек, 28 мальчиков).

Самооценка подростками мотивации обучения в музыкальной школе включала оценку согласия с высказываниями опросника по пятибалльной шкале. Наиболее высокие показатели относятся к желанию быть культурным и разносторонне развитым человеком (4,29), получать одобрение родителей / других людей (4,27), получать хорошие оценки в музыкальной школе (4,24). В целом, высокие баллы присущи субъектным, внутренним, личностным мотивам. Самые низкие показатели мотивации относятся к внешним факторам: этого хотят учителя (1,97), этого хотят другие значимые взрослые (2,00), в музыкальной школе больше друзей, чем в общеобразовательной (2,46).

Между показателями мотивации существует много корреляционных связей. Так, стремление получать хорошие оценки в музыкальной школе связано с желанием узнавать новое (r=0,64), быть лучшим учеником в группе (r=0,58), добиться хорошего мнения группы о себе (r=0,64). Подростки, ориентированные на удовольствие от музыкально-исполнительской деятельности, также получают удовольствие от участия в концертах (r=0,57), а удовольствие от изучения музыкально-теоретических дисциплин коррелирует с желанием учиться (r=0,63) и узнавать что-то новое (r=0,64). Желание участвовать в конкурсах может быть обусловлено стремлением быть лучшим учеником в своей учебной группе (r=0,55), стать известным музыкантом или певцом (r=0,58), а последнее связано с желанием, окончив музыкальную школу, обучаться музыке дальше (r=0,62). Желание быть культурным и разносторонне развитым человеком закономерно связано с мотивацией узнавать новое (r=0,53).

Связи мотивации с другими факторами менее значительные, но также заслуживают внимания. Так, адаптивность напрямую связана с мотивацией получения удовольствия от изучения теории музыки (r=0,41) и желанием узнавать новое (r=0,46). Такой показатель адаптивности как принятие другого положительно коррелирует с мотивацией одобрения родителями (r=0,43) и хорошего мнения группы (r=0,42), что представляется вполне естественным, поскольку все эти показатели связаны с общением и взаимодействием.

Стеническая эмоциональность связана с такими мотиваторами обучения, как участие в концертах (r=0,50) и удовольствие от изучения теории музыки (r=0,46). Это значит, что подростки, которые учатся в музыкальной школе, потому что любят выступать и/или изучать теоретические дисциплины, получают удовольствие от участия в ответственных мероприятиях (концерты, музыкально-теоретические олимпиады).

Диагностика по методике Н.В. Кузьминой показывает, что чем выше показатели социально-психологических связей, тем выше мотивация к обучению (r=0,42), в частности благодаря уверенности в помощи близких (r=0,44).

Личностная заинтересованность в музыкальном образовании («Обучаюсь, потому что хочу сам(а)») обратно пропорциональна межличностной тревожности (r=-0,42). То есть личности, которая занимает субъектную позицию, самостоятельно осуществляет выбор вектора развития и имеет возможность реализовать свои желания, не свойственна тревожность во взаимоотношениях с окружающими.

Мотивация обучения музыке ради участия в концертах имеет закономерную обратную связь со страхом участия в конкурсах (r=0,60) и боязнью публичных выступлений (r=0,54). То есть подростки, получающие удовольствие от выступлений, не боятся участия в ответственных мероприятиях, а те, кому присущ подобный страх, обучаются музыке по другим причинам, имеют иную мотивацию.

В целом мотивационная направленность обучения в ДМШ на учебный процесс связана с предметной результативностью (r=0,41), регуляторной интернальностью (r=0,43), стенической эмоциональностью (r=0,47), социоцентрической мотивацией (r=0,50). Это означает, что подростки, самостоятельно выбравшие музыкальное образование из интереса к содержанию учебного процесса, способны достигать высоких результатов в обучении, склонны к внутреннему контролю, то есть принимают на себя ответственность за события, происходящие в их жизни, получают удовольствие от участия в ответственных мероприятиях, больше ориентированы на достижение общей цели, чем на реализацию индивидуальных потребностей.

Совокупная направленность мотивации на результат музыкально-образовательной деятельности связана с динамическая эргичностью (r=0,46), предметной результативностью (r=0,47) и стенической эмоциональностью (r=0,52), то есть при подобной мотивации участие в ответственных мероприятиях вызывает прилив сил, улучшение физической и интеллектуальной активности, эмоциональный подъем и достижение высоких результатов в рамках получения музыкального образования.

Мотивация признания коррелирует со стенической эмоциональностью (r=0,42), то есть участие в концертах и конкурсах сопровождается позитивным эмоциональным фоном.

Мотивация собственного благополучия имеет низкие показатели как по среднестатистическим баллам, так и по корреляционным связям. Соответственно, если в основе получения музыкального образования лежат мотивы внешние или не связанные с процессом и результатом этой деятельности («приятно получать одобрение родителей», «в музыкальной школе у меня больше друзей, чем в общеобразовательной», «посещаю музыкальную школу ради интересного общения» и пр.), то возникают затруднения на пути ранней профессионализации.

Учащиеся, поступившие в музыкальную школу по желанию родителей или других значимых взрослых, к более-менее сознательному возрасту либо покинули стены этого заведения, либо произошла интернализация внешних целей, и мотивация обучения стала внутренней, а также направленной на содержание учебной деятельности и ее результат. Поэтому среди анкетируемых подростков (среднестатистический творческий стаж – 5,5 лет) количество учащихся с преобладанием внешней мотивации над внутренней – 22%.

Таким образом, можно сделать вывод, что полноценная ранняя профессионализация возможна только при условии внутренней мотивации подростка на получение музыкального образования и направленности мотивации на содержание и результат обучения. При этом большое значение имеет поддержание близкими людьми и учителями субъектной позиции обучающегося, то есть всесторонняя поддержка при отсутствии давления с их стороны. Только сочетание этих факторов, являясь залогом успешной ранней профессионализации, позволит подростку сформироваться как субъекту собственной жизни и музыкально-профессиональной деятельности.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. 1.Горская Г.Б. Прогнозирование психологических эффектов ранней профессионализации детей в спорте: теоретические основания // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2009. № 1. С. 3-7.
  2. 2.Горская Г.Б. Психологическое обеспечение. Многолетней подготовки спортсменов. Краснодар: КГУФКСТ, 2008.с.
  3. 3.Леонтьев Д.А., Сучков Д.Д. Постановка и достижение целей как фактор психологического благополучия // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 44. URL:  http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n44/300-leontiev44.html

Горбачева Анна Сергеевна, психолог центра социально-психологических проблем НИИ комплексных проблем АГУ, Майкоп, Россия,  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. "> Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Gorbacheva Anna Sergeevna, Psychologist of Center for Social and Psychological Problems of Research Institute of complex problems of ASU, Maykop, Russia


 

Яндекс.Метрика
© Адыгейский государственный университет. НИИ комплексных проблем.