УДК 37.013.91:502.3

ББК 74.200.528

Э 40

Цикуниб А.Д., Дейфель К., Езлю Ф.Н., Беретарь А., Алаева М.

Адыгейский государственный университет, кафедра химии

Экологический диктант - как эффективная форма контроля и формирования экологических знаний у обучающихся.

Аннотация. По результатам экологического диктанта наиболее высокий уровень знаний (67-80%) у участников выявляется в области экологических проблем атмосферы и гидросферы. Низкий уровень знаний (38-53%)- по влиянию пестицидов и промышленных выбросов на организм человека. В целом, средний уровень сформированности экологических знаний студентов составил 20-52%, школьников – 20-44%.

Ключевые слова: экологический диктант, проблемы атмосферы и гидросферы, пестициды, удобрения, развитие промышленности и транспорта.

 

Tsikunib, A. D., Deifel K., Ezlyu F.N., Beretar A., Alaeva M.
Adyghe state University, department of chemistry

Environmental dictation as an effective form of control and developing the environmental knowledge of students

 

Abstract. The results of the environmental dictation show that the highest level of knowledge (67-80%) of the participants is revealed in the field of environmental problems of the atmosphere and hydrosphere. Low level of knowledge (38-53 %) has been identified on influence of pesticides and industrial wastes on the human organism. On the whole, the average level of formation of ecological knowledge of students amounted to 20-52% and that of school students – 20-44%.

Key words: environmental dictation, problems of the atmosphere and hydrosphere, pesticides, fertilizers, industrial development and transport.

                                                

Экологическая ситуация современности требует воспитания в людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологического образования [2]. Экологические знания в настоящее время приобретают особую актуальность, в связи с происходящими под влиянием человеческой деятельности негативными изменениями окружающей среды [3]. Несмотря на использование различных педагогических технологий, экологическая грамотность различных групп населения остается низкой.

Одним из эффективных способов привлечения внимания общественности к той или иной проблеме являются тематические диктанты, например, «Географический диктант», целью которого является оценка уровня географической грамотности населения, а также мотивация различных слоев населения к изучению географии родной страны [1], или «Тотальный диктант», направленный на повышение всеобщей грамотности, интереса к русскому языку.

Исходя из выше изложенного, целью данного исследования явилась разработка и апробация экологического диктанта, направленного на формирование экологических знаний у обучающихся и интереса к экологическим проблемам.

Материалы и методы.

Разработано содержание «Экологического диктанта», включающего 30 вопросов, которые условно разделены на несколько смысловых блоков: «общие экологические вопросы»; «развитие промышленности и транспорта»; «проблемы гидросферы»; «проблемы атмосферы»; «пестициды и удобрения».

Апробация экологического диктанта прошла во время проведения «Недели химии» на факультете естествознания. В диктанте приняло участие 36 человек. Из них 17 студентов и 19 школьников.

Перед началом диктанта каждый участник диктанта получил в распечатанном виде бланк ответов. Каждый вопрос экологического диктанта с вариантами ответов был выведен на экран монитора и зачитывался вслух дважды. Для ответа на каждый вопрос участникам давалось примерно 40 секунд.

Результаты исследования и их обсуждение.

Первый смысловой блок диктанта «Общие экологические вопросы» включал в себя 6 вопросов: «Что изучает наука «Экология»?», «В течении какого времени выброшенные на свалку полиэтиленовые бутылки и мешки не разлагаются?», «Если вы оставили кострище в лесу в 2017 г., в каком году оно зарастёт и перестанет быть заметным?», «Для чего создана «Черная Книга»? Какие виды в нее записывают?», «Какие природные экологические катастрофы на территории нашей страны оказывают наибольшее воздействие?», «Как называются химические соединения, способные вызывать злокачественные новообразования в организме?».

На вопросы этого смыслового блока правильно ответили 66% обучающихся, из них 34% студентов и 32% школьников (рис.1).

 1

Рис. 1. Результаты ответов на I блок вопросов «Общие экологические вопросы».

Второй смысловой блок «Развитие промышленности и транспорта» включал в себя 7 вопросов: «Каковы результаты развития промышленности и транспорта?», «Какое содержание водорода в атмосфере в странах, где сильно развита промышленность и транспорт, по сравнению с другими странами?», «Что выделяется в атмосферу при сжигании топлива?», «Чем является водородное топливо для окружающей среды?», «Какое место в мире занимает Россия по производству электроэнергии?», «Более 60% мирового производства какого металла получают из морской воды?», «Какой вид энергетики наиболее распространен в России в настоящее время и обеспечивает нашу страну 3/4 всей вырабатываемой энергии?».

На вопросы этого блока правильно ответили 48% обучающихся, из них 28% студентов и 20% школьников (рис.2).

 2

      Рис. 2. Результаты ответов на II блок вопросов «Развитие промышленности и транспорта».

Третий смысловой блок «проблемы гидросферы» включал в себя 5 вопросов: «Какую часть поверхности Земли покрывает вода?», «Дефицит какой воды представляет наибольшую экологическую опасность?», «Каков объем запасов пресной воды в России по отношению к мировым запасам?», «Выбрать из списка вещество, которое НЕ применяют для обеззараживания питьевой воды?», «В мусорный бак часто попадают использованные батарейки, автомобильные аккумуляторы, отработанные люминесцентные лампы. В них содержатся тяжелые металлы, вредные для здоровья человека: ртуть, свинец, кадмий и др. При захоронении на полигонах часть этих веществ может попадать в подземные воды и загрязняет питьевую воду. Какой способ очистки воды от солей тяжелых металлов будет наиболее эффективным?».

На вопросы этого блока правильно ответили 67% обучающихся, из них 30% студентов и 37% школьников (рис.3).

 3

 Рис. 3. Результаты ответов на III блок вопросов «Проблемы гидросферы».

Четвертый смысловой блок «Проблемы атмосферы» включал в себя 8 вопросов: «Какой состав имеет чистый атмосферный воздух на поверхности Земли?», «Какого соотношение кислорода и углекислого газа в выдыхаемом воздухе?», «Что является главным источником углекислого газа в природе?», «В результате попадания в атмосферу каких веществ образуются кислотные дожди?», «Какова роль озонового слоя в жизни на Земле?», «Уменьшение толщины озонового слоя может вызвать у людей увеличение уровня каких заболеваемостей?», «Накопление каких газов в атмосфере Земли усиливает «парниковый эффект»?», «К каким глобальным изменениям может привести увеличение площади полигонов для захоронения?».

На вопросы этого блока правильно ответили 80% обучающихся, из них 36% студентов и 44% школьников (рис.4).

4

 Рис. 4. Результаты ответов на IV блок вопросов «Проблемы атмосферы».

Пятый смысловой блок «Пестициды и удобрения» включал в себя 4 вопроса: «Какие вещества человек использует в качестве минеральных удобрений?», «Что такое пестициды?», «К какому типу относится загрязнение окружающей среды пестицидами?», «Поскольку в мусор попадают подпортившиеся плоды с семенами, из них на свалках часто вырастают необычайно крупные овощные растения. С чем это связано?».

На вопросы этого блока правильно ответили 63% обучающихся, из них 37% студентов и 26% школьников (рис.5).

5

Рис. 5. Результаты ответов на V блок вопросов «Пестициды и удобрения».

            Выводы. Анализ полученных данных показывает, что обучающиеся более осведомлены по проблемам загрязнения атмосферы и гидросферы и общим экологическим вопросам, чем по влиянию пестицидов и промышленных выбросов на организм человека. 

В целом, средний уровень сформированности экологических знаний студентов составил 20-52%, школьников – 20-44%. 

Экологический диктант — это эффективный способ привлечения внимания к экологии как к проблеме и науке, а также способ оценки уровня экологических знаний школьников и студентов.

Литература.

1. Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество». URL: https://www.rgo.ru/ru/proekty/vserossiyskiy-geograficheskiy-diktant-0/vserossiyskiy-geograficheskiy-diktant-2016-0.

2. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 г.: гос. доклад. М., 2016. 640 с.

3. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. М.: Академия, 2004. 480 с.

_____________________________________________________________________________________

Цикуниб Аминет Джахфаровна, доктор биологических наук, профессор, директор НИИ комплексных проблем АГУ, зав. лабораторией нутрициологии и экологии, 385000, г. Майкоп, ул. Гагарина, 13, 8928461725,  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. "> Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Tsikunib Aminet Dzhakhfarovna, Head of Nutrition and Environment Laboratory, Director of Scientific Research Institute of complex Problems of Adyghe State University

Дейфель Кристина, студентка факультета естествознания АГУ

Езлю Фатима Нурбиевна, эксперт-биохимик лаборатории нутрициологии и экологии, тел. 89183278621, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ">fatma1609@yandex.ru

Беретарь Аминет, студентка факультета естествознания АГУ

Алаева Мадина, студентка факультета естествознания АГУ


Яндекс.Метрика
© Адыгейский государственный университет. НИИ комплексных проблем.