УДК [338:332.142]470.621

ББК 65.290.31(2Рос.Ады)
Т 17


Тамова М.К., Бабалян Э.Б.

ЦЕЛЕВАЯ СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА РЕГИОНА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО УСТОЙЧИВОСТИ

     Аннотация. В статье рассматривается возможность использования целевой среднесрочной программы развития малого бизнеса региона как инструмента повышения его устойчивости, приводятся основные преимущества и недостатки целевой программы. На основе анализа реализуемых в Республике Адыгея целевых программ дается оценка роли программного инструмента в обеспечении опережающего развития сектора малого бизнеса региона как фактора повышения устойчивости его экономики.
     Ключевые слова: целевая среднесрочная программа,малый бизнес, регион, устойчивое развитие.

Tamova M.K., Babalyan E.B.

TARGETED MEDIUM-TERM PROGRAM FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE REGION AS A TOOL TO INCREASE ITS SUSTAINABILITY

     Annotation.The article examines the possibility of using the target medium-term program of small business development in the region as a tool to increase its sustainability, provides the main advantages and disadvantages of the target program. Based on the analysis of targeted programs implemented in the Republic of Adygea, the evaluation of the role of the software tool in ensuring the rapid development of the small business sector of the region as a factor in increasing the stability of its economy is given.
     Keywords: Target medium-term program, small business, region, sustainable development.

   В последние годы развитие российских регионов под влиянием затяжного экономического кризиса заметно затормозилось. При этом указанная тенденция наиболее рельефно проявляется в бюджетно-дефицитных регионах Юга России, так как сужаются возможности федерального центра по их ресурсной поддержке. В этих условиях регионы нуждаются в мобилизации и качественном повышении эффективности использования внутренних источников развития на основе применения соответствующих инструментов управления,в том числе – инструмента целевого среднесрочного программирования.
   Целевая среднесрочная программа представляет собой согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс различных мероприятий, направленных на эффективное решение важнейших задач развития при активной поддержке органов власти [1, с. 45].
   Применительно к малому бизнесу бюджетно-дефицитного региона, целевая среднесрочная программа позволяет сконцентрировать его ограниченные ресурсы и одновременно привлечь на условиях софинансирования значительные средства федерального бюджета дляреализации стратегических приоритетов развития данного сектора. Значение программно-целевого инструмента в современных условияхзаметновозрастаетс учетом того, чтоиспользуемые на практике механизмы управления малым бизнесом все еще характеризуются отсутствием системности в учете причинно-следственных связей и взаимодействий тактической и стратегической направленности между объектами и субъектами управленческого процесса. Как результат, данное обстоятельство не позволяет органам управления эффективно использовать имеющийся потенциал развития.
   Вместе с тем, анализ разработанных за последнее десятилетие среднесрочных программ развития бюджетно-дефицитных регионов Юга России показывает их значительные недостатки, не позволяющие эффективно использовать возможности этого инструмента и обусловливающие их низкую результативность. К наиболее существенным из этих недостатков можно отнести:
   – слабую проработку концептуальной части программ, смешивание между собой целей и задач;
   – недостаточную разработанность системы показателей программ;
   – отсутствие в программах должной увязки ее приоритетов с региональными стратегическими приоритетами;
   – ориентацию среднесрочных программ преимущественно на интересы регионального функционирования и в недостаточной степени – на цели регионального развития[2].
   Указанные недостатки существенно снижают роль целевых среднесрочных программ в обеспечении эффективного использования финансового, ресурсного и организационного потенциала региона. Поэтому целесообразно в структуре вновь разрабатываемых региональных программ, включая и среднесрочные программы развития малого бизнеса, предусмотреть конструктивные элементы, обеспечивающие устранение приведенных выше недостатков программного инструмента, что само по себе представляет собой довольно сложную и в методологическом, и в практическом плане задачу.
    В наиболее полном использовании потенциала целевых среднесрочных программ, как инструмента опережающего развития малого бизнеса, особенно заинтересованы бюджетно-дефицитные регионы, которые по уровню развития этого сектора значительно отстают от бюджетно-обеспеченных регионов, что можно проследить на примере Южного макрорегиона (рис 1.)


Рисунок 1 – Основные показатели деятельности малых предприятий в Южном макрорегионе в 2016 году.


     Как видно из рисунка 1, по всем приведенным показателям ведущие позиции занимают Краснодарский край и Ростовская область – регионы, которые накопили наибольший опыт по разработке и реализации целевых среднесрочных программ развития малого бизнеса.
    Что касается бюджетно-дефицитных регионов, их растущее отставание от более развитых соседних регионов во многом обусловлено состоянием сектора малого бизнеса, роль которого особенно значима именно в малых бюджетно-дефицитных регионах, причем эта роль за последние годы имеет отчетливую тенденцию к росту.
    Для примера приведем оценку влияния малого бизнеса на динамику валового регионального продукта (ВРП) Республики Адыгея, являющегося синтетическим показателем, наиболее адекватно отражающим текущее состояние регионального социально-хозяйственного комплекса(рис. 2).



Рисунок 2 – Производство ВРП, объем производства и услуг в малом бизнесе Республики Адыгея в 2001-2016гг., в текущих ценах, млрд. руб.


     Для оценки изменения роли малого бизнеса в формировании ВРП нами был проведен регрессионный анализ за 2001-2016 гг. с разбивкой на два одинаковых периода
(2001-2008 гг., 2009-2016 гг.).
     С учетом тенденций развития экономики Республики Адыгея в 2001-2008 гг., зависимость динамики объема производства ВРП (У–производство ВРП) от развития малого бизнеса (X– объем производства и услуг в малом бизнесе) выглядит следующим образом:
                                 Y = 0,1875X -0,7485
     В периоде с 2009-2016 гг. указанная зависимость выглядит так:
                                 Y = 0,2391X-0,7047
     Как видно из результатов регрессионного анализа, в последние годы влияние малого бизнеса Республики Адыгея на ВРП региона, как ключевого показателя, значительно усилилось.
     Важно отметить, что целевые среднесрочные программы поддержки малого бизнеса должны составляться в русле долгосрочных стратегий регионального развития.В настоящее время в Республике Адыгея реализуется Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года. На наш взгляд, одним из основных недостатков данной стратегии, снижающих ее качество, является отсутствие должного внимания к перспективам развития малого предпринимательства в регионе, особенно в периферийных территориях республики, что отрицательно сказывается на динамике ВРП и других ключевых показателях.
     Из широкого спектра используемых на практике целевых программ наибольшего внимания заслуживают региональные и муниципальные программы развития малого бизнеса, а также подпрограммы развития этого сектора в рамках региональных и муниципальных среднесрочных программ.
     Анализируя перечень действующих в Республике Адыгея целевых среднесрочных программ, следует указать на отсутствие действующей региональной программы развития малого бизнеса, которая позволила бы активизировать «точки роста» этого сектора, что крайне важно для выхода республики на траекторию устойчивого развития.
     Вместе с тем, в ноябре 2016 года Кабинет Министров РА утвердил государственную программу Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2017-2020 годы, в рамках которой будет реализовываться подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» (таблица 1) [3].


Таблица 1 - Паспорт государственной программы Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2017 - 2020 годы



     Как видно из таблицы 1, основная цель данной программы заключается в создании условий для устойчивого роста экономики Республики Адыгея. При этом одним из целевых показателей является существенное увеличение доли вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте, что должно привести не только к повышению устойчивости развития региона, но и усилению его конкурентных позиций.
     Не меньший потенциал по опережающему развитию малого бизнеса заложен в соответствующих муниципальных программах. Вот почему в последние годы органы местного самоуправления все более активно используют программный инструмент для решения ключевых задач социально-экономического развития.
     К примеру, в процессе реализации среднесрочной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Город Майкоп» на 2014 - 2017 годы»удалось существенно улучшить условия функционирования и развития малого бизнеса в столице республики, усилить его конкурентные позиции в экономическом пространстве не только Адыгеи, но и всего Южного макрорегиона.
     Аналогичные целевые программы действуют и в других муниципальных образованиях Республики Адыгея. В частности, в Майкопском районе, территория которого насыщена природными объектами экскурсионного показа, субъектами малого предпринимательства развернуто строительство объектов туристско-рекреационного комплекса. В Теучежском и Тахтамукайском районах, имеющих стратегически выгодное экономико-географическое положение (близость к г. Краснодару), ведется строительство транспортной инфраструктуры и индустрии развлечений. В Кошехабльском и Гиагинском районах, сохранивших накопленный агропромышленный потенциал, наращиваются производство сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
     В случае успешной реализации в Адыгее указанных программ, перечисленные муниципальные образованиямогут в недалекой перспективе превратиться в финансово самодостаточные районы, что значительно облегчит региональной администрации задачу подтягивания остальных отстающих муниципальных образований и повышения устойчивостиразвития республики в целом.

Примечания:

1. Жуковский А.И., Васильев С.В., Штрейс Д.С. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе Канадского опыта) / под ред. С.Ю. Фабричного. М., 2006. 175 с.
2. Тамов А.А., Науменко А.В. Методологические аспекты формирования системы стратегического управления экономикой муниципального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2011. Вып. 4 (80).
3. О государственной программе Республики Адыгея «Развитие экономики на 2017-2020 годы: постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 17 ноября 2016 г. N 211 // СПС КонсультантПлюс Адыгея. М., 2017
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тамова Мариет Кадырбечевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и управления персоналом Адыгейского государственного университета. Тел. +7-906-438-69-90; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Бабалян Эммин Борикович, ассистент кафедры математических методов и информационных технологий Адыгейского государственного университета. Тел. +7-952-982-99-49, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс.Метрика
© Адыгейский государственный университет. НИИ комплексных проблем.