УДК [631.527:633] (470.6)
ББК 41.3
С-59

Шорова Ж.И., Татаева Х.А.
Адыгейский государственный университет, кафедра химии

Эффективность использования дидактических средств при изучении основных классов неорганических соединений в средней школе.


     Аннотация: В статье приведены результаты исследования по использованию дидактических средств: химического эксперимента исследовательского характера, опорных схем и системы дидактических заданий для повышения качества знаний и усвоения их в системном виде по теме «Классы неорганических соединений» в школьном курсе химии.
     Ключевые слова: дидактические средства, химический эксперимент исследовательского характера, система заданий, классификация, генетическая связь.

Shorova Zh.I., Tatаeva Kh.A.
Adyghe state University, department of chemistry

Efficiency of use of didactic tools in studying the main classes of inorganic compounds at high school.


     Abstract: This article gives the results of research on use of didactic tools: a chemical experiment of research character, basic schemes and systems of didactic tasks to improve quality of knowledge and to absorb it in-system on the subject "Classes of Inorganic Compounds" in a school course of chemistry.
     Keywords: didactic tools, chemical experiment of research character, system of tasks, classification, genetic linkage.

     Интегрирование современной школы в мировую систему образования требует новых подходов к обучению и воспитанию. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о дидактических средствах и методике их использования в современной системе среднего образования. Теоретические положения химии как науки опираются на мощную эмпирическую базу, поэтому их изучение необходимо обогатить разнообразными натуральными и техническими средствами обучения [1, с.47].
     Тема «Классы неорганических соединений» является базовой в курсе химии средней школы. Осознанное усвоение этой темы обеспечивает успешное овладение всем курсом химии. Однако результаты контрольных работ, проведенных нами на диагностическим этапе исследования позволяют сделать вывод, что уровень знаний учащихся по теме низкий.
Думается, что одна из причин этого различие в методических подходах, содержании, последовательности изучения основных классов неорганических соединений и, наконец, количестве часов, отведенных на изучение этой темы у разных авторов программ и учебников.
     Основными целями изучения темы являются: на основе атомно-молекулярного учения и теории электролитической диссоциации развить систему понятий о веществе; изучить классификацию, состав, номенклатуру, способы получения и химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей; сформировать понятие о генетической взаимосвязи основных классов неорганических соединений, а также их связи с простыми веществами – как о материальном единстве и многообразии веществ [3,с.10].
    Цели и задачи изучения темы «Классы неорганических соединений» определяют требования к усвоению этой темы учащимися. Учащиеся 8 класса, изучив тему «Классы неорганических соединений», должны знать: классификацию неорганических веществ; классификацию оксидов, оснований, кислот и солей; номенклатуру оксидов, оснований, кислот и солей; способы получения каждого класса неорганических соединений; химические свойств оксидов, оснований, кислот и солей; генетическую взаимосвязь простых веществ и основных классов неорганических соединений.
    Уметь: составлять химические формулы основных классов по названию; давать названия веществам по приведенной химической формуле; составлять химические уравнения химических свойств и способов получения основных классов неорганических соединений; составлять генетические ряды металлов и неметаллов; давать определения и приводить примеры оксидов, оснований, кислот и солей; производить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций; давать смысловую интерпретацию химических формул и уравнений реакции.
    Методические подходы к изучению темы «Классы неорганических соединений» были многообразны на разных этапах развития средней школы.
Проблема определения содержания, структуры изучения темы, оптимальных дидактических средств представляют и сейчас сложную задачу, которая должна решаться с учетом модернизации и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
    Проанализировав современные учебники разных авторов, используемые в практике обучения химии, мы пришли к выводу, что последовательность изучения основных классов от оксидов к солям более оправдана для понимания генетической взаимосвязи основных классов неорганических соединений.
   Формирование понятия о генетической взаимосвязи основных классов неорганических соединений, а также их связи с простыми веществами способствует формированию у учащихся мировоззренческих знаний: о единстве и многообразии веществ, об их познаваемости, о роли химического эксперимента в подтверждении истинности знаний.
    Генетические связи в химии являются не формально-логическими, а причинно - следственными, реальными, содержательными. В связи с этим ведущим средством и методом их установления должен стать химический эксперимент, что согласуется с теорией поэтапного формирования умственных действий [2].
      I этап. Информация о способах получения и химических свойствах каждого класса, подтвержденная химическим экспериментом становится убедительной и поэтому осознанно усваивается учащимися.
    II этап. Обсуждение химического эксперимента с учащимися. Главная задача этого этапа понять только что проведенный опыт и его графическое отображение на доске - химические уравнения.
     III этап. Воспринятая информация должна быть закреплена путем применения (выполнение упражнений типа: осуществить превращения), что помогает осознать генетическую взаимосвязь между всеми классами неорганических соединений.
    Формирование структурно-логических отношений между всеми классами неорганических соединений способствует более осознанному и целостному восприятию всего курса химии.
     Под средствами обучения химии (дидактическими средствами) в современной методике обучения химии большинство авторов понимают систему материальных и нематериальных объектов, используемых в учебно-воспитательном процессе преподавателем и обучающимися для решения задач, поставленных перед общеобразовательным учреждением в соответствии с требованиями ФГОС по химии.
    К специальным средствам обучения химии относят: натуральные объекты: вещества, смеси, растворы, материалы, коллекции и т.д.; приборы, химическую посуду и лабораторные принадлежности; учебные модели атомов, молекул, кристаллических решеток, химических производств и т.д.); средства обучения на печатной основе (учебники, задачники, таблицы, плакаты, фотографии, справочники, схемы, графики и т.д.); аудио- и видеосредства (кинофильмы, видеофильмы, транспоранты, звукозаписи, диафильмы), демонстрируемые с помощью соответствующих технических средств (диапроекторы, кодоскопы, кинопроекторы, фильмоскопы, экраны, итерактивные доски и т.д.); современные интерактивные коммуникационные и информационые средства обучения (обучающие, контролирующие, игровые и другие компьютерные программы) с соответствующими установками (видеокамеры, компьютеры, мультимедийные установки, интернет и т.д.); к специфическим средствам обучения химии относят также химический эксперимент (демонстрационный и ученический), систему заданий по химии (упражнения, расчетные и качественные задачи, экспериментальные задачи, познавательные задания и д.р.), а также символико – графическую наглядность (опорные сигналы, конспекты, схемы, терминологическую и номенклатурную системы химии, химическую символику).
На наш взгляд, именно последние обладают наибольшими дидактическими возможностями. Поэтому для решения задач исследования, нами были отобраны следующие дидактические средства: химический эксперимент исследовательского характера; система заданий, адекватная теме «Классы неорганических соединений»; символико–графические средства отображения учебной информации.
   Основные принципы методики использования обозначенных нами дидактических средств определяются общедидактическими принципами, адекватно поставленным задачам конкретного урока и общими целями изучения курса химии: конкретные дидактические средства должны сочетаться с другими средствами; целесообразность выбора набора дидактических средств определяется целями и задачами данного урока; использование дидактических средств на этом уроке должно дать оптимальный результат в формировании новых или развитии изученных понятий; дидактические средства, используемые в учебном процессе должны повышать заинтересованность учащихся к изучению предмета химии; применяемые дидактические средства должны способствовать формированию и развитию познавательных умений и навыков учащихся и способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
    Для проведения формирующего этапа педагогического эксперимента нами были отобраны: химический эксперимент исследовательского характера характера для более осознанного восприятия и усвоения учебной информации по теме; графические средства отображения информации как основного средства обобщения и систематизации знаний; система дидактических заданий по химии для формирования прочных знаний в процессе их применения.
    Отобранные дидактические средства апробировались в практике изучения темы: «Классы неорганических соединений» в 8 классах средне школы.
Опорные схемы по каждому классу неорганических соединений сначала предъявлялись учащимся в готовом виде для смысловой интерпретации и воспроизведения учебной информации, а затем учащиеся обучались самостоятельному их составлению по следующему алгоритмическому предписанию:
1. Внимательно прочитать параграф.
2. Выделить смысловые части (блоки) учебной информации, прочитав ещё раз параграф.
3. Дать название или продумать символические обозначения (знаки, формулы) каждому блоку.
4. Расположить эти блоки на листе бумаги, пространственно разделив их (требование для лучшего запоминания в наглядной форме) и в логической последовательности.
5. Продумать цветовое решение.
  Анализ результатов контрольного среза на остаточные знания в 9-х классах по теме: «Классы неорганических соединений» показывает, что только 34% учащихся могут классифицировать неорганические вещества и могут дать название по формуле 42%. Составление химических уравнений отражающих химические свойства и способы получения основных классов неорганических соединений составляет трудность для большинства учащихся – только около 36% справляется с заданием.

 

 Опорная схема №4 «Классификация, способы получения и химические свойства солей»

Me + HeMe
Me + кислота + кислота
Me + соль + основание
Кислота + основание+ Me            СОЛИ                →     
MeK               
+ соль
Кислота + основной оксид средние      кислые       основные           + t0C
Кислота + основание  Na2SO4   NaHSO4    Al(OH)2Cl
Кислота + основной оксид              Na3PO4   NaH2PO4   Mg(OH)Br        
Соль + кислота
Соль + основание
Соль + соль
NH3 + HK

 


    В целом уровень знаний по теме: «Классы неорганических соединений» низкий, не носит обобщенного характера. Учащиеся с трудом составляют уравнения химических реакций, названия основных и кислых солей.По мере изучения темы: «Классы неорганических соединений» в 8 классах проводились контрольные срезы в экспериментальных и контрольных классах, отдельно по темам: «Оксиды», «Основания», «Кислоты», «Соли». При контроле знаний по каждому классу проверялись следующие знания: определение понятий; оксиды, основания, кислоты, соли; классификация; номенклатура; химические свойства; способы получения; генетическая связь между классами неорганических соединений.Сравнение результатов контрольных срезов в экспериментальных классах показали динамику в накоплении необходимых знаний по мере изучения учебного материала от оксидов к солям.

 

Рис. 1.2. Результаты контрольной работы №1 в 8-х классах.

    Сравнительный анализ результатов итоговых контрольных работ по теме: «Классы неорганических соединений» в экспериментальных и контрольных классах показал, что в экспериментальных классах уровень знаний выше от 10% до 30% по всем позициям, что свидетельствует о результативности примененных дидактических средств обучения. 

    Использованные дидактические средства отразились также на отношении учащихся к предмету. Это отразилось на повышении интереса к химии, в частности, к химическому эксперименту, занимательным опытам. Повысился, в целом, уровень владения экспериментальными и познавательными умениями и навыками, учащиеся активнее стали участвовать в обсуждении итогов каждого урока. В ходе эксперимента использовались опорные сигналы и схемы, которые способствовали обобщению и систематизации знаний о способах получения и химических свойств каждого класса неорганических соединений.
   Таким образом, сравнительный анализ результатов итоговых контрольных срезов подтверждает результативность методики использованных дидактических средств: химического эксперимента исследовательского характера, графических средств отображения информации для обобщения и систематизации учебной информации, и системы заданий способствующих осознанному и системному усвоению знаний по теме: «Классы неорганических соединений». Используемые дидактические средства способствуют также повышению уровня познавательных умений и навыков учащихся и, в целом, качества знаний по химии.


Примечания:

1. Петрищева Г.С. Школьный учебник как средство развития компетентностей. Бийск, 2008.
2. Опарина С.А. Методические особенности изучения генетической связи в школьном курсе неорганической химии // Наука и школа. 2013. Вып. 4.
3. Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем 8-9 классы: метод. пособие. М.: Вентана - Граф, 2006. 256 с.
References:
1. Petrischeva G.S. School textbook as development tool of competencies. – Biysk, 2008.
2. Oparina S.A. Methodical features of studying a genetic linkage in a school course of inorganic chemistry. Journal of Science and School. Issue 4, 2013.
3. Shatalov M.A., Kuznetsova N.E. Learning chemistry. Solution of integrative educational problems, 8-9 classes. Methodical teaching manual. – M.: Ventana - Graf, 2006 - 256 p.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Шорова Жанна Ибрагимовна, к.п.н, доцент кафедры химии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», ул. Первомайская, 208, г. Майкоп, 385000, Россия, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
Shorova Zhanna Ibragimovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Chemistry Department of Adyghe State University, 208 Pervomayskaya Street, Maikop, 385000, Russia, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
Татаева Хеда Алиевна студентка 5 курса факультета естествознания ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», ул. Первомайская, 208, г. Майкоп, 385000, Россия.
Tataeva Kheda Alievna, 5th-course student of Faculty of Natural Sciences of Adyghe State University, 208 Pervomayskaya Street, Maikop, 385000, Russia.

 

Яндекс.Метрика
© Адыгейский государственный университет. НИИ комплексных проблем.